Питание учащихся

https://content.schools.by/sh28grodno/library/%D0%9F%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5.png

 

Нормативные документы

Методические рекомендации по организации питания в учреждениях образования в 2020/2021 учебном году

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 октября 2019 г. № 694 «Об организации питания обучающихся»

РАЗДЕЛ IV ТРЕБОВАНИЯ К ОБЪЕКТАМ ПИТАНИЯ

(Постановление Совета Министров Республики Беларусь 07.08.2019 № 525 "Специфические санитарно-эпидемиологические требования к содержанию и эксплуатации учреждений образования")

Состав совета по питанию

1.Павлович В.Ф. - председатель

2.Адамов В.В. - заместитель

3.Кошевская О.П. - секретарь

4.Носкевич О.Г. - повар

5.Очеповская М.В. - член родительского комитета

Состав бракеражной комиссии

1.Адамов В.В. - председатель комиссии

2. Носкевич О.Г. - член комиссии

3. Микулич Т.С. - член комиссии

4. Дежурный учитель

Задать вопросы по  питанию учащихся можно по телефону 95113

Примерное 2-х недельное меню

 

 

 

 

 

 

Советы родителям

Дети школьного возраста нуждаются в сбалансированном питании, с высоким содержанием витаминов и микроэлементов, которое поможет их организму развиваться и оставаться здоровым. Ниже вы найдете информацию о том, на чем базируется здоровое питание школьников.

Регулярный прием пищи

Детям необходимы регулярные приемы пищи и перекусы между ними. Особенно это важно, когда мы ведем речь о здоровом питании младших школьников. Если вместо этого ребенок привыкнет «перехватывать» что-то на ходу, речи о сбалансированном питании быть, конечно, не может.

Хорошо, когда дети начинают свой день питательным завтраком – например, молоком с хлопьями, чтобы справиться с утренней нагрузкой в школе. Затем – один тост, 1-2 фрукта или кусок кекса дадут им дополнительную энергию, чтобы чувствовать себя бодрыми до обеда. Сам обед желательно сделать как можно более разнообразным.

Основные правила здорового питания школьников рекомендуют родителям следующее:

1-2 раза в неделю ребенку желательно есть рыбу;

1 раз в неделю – красное мясо (такое, как говядина);

1-2 раза в неделю ребенок должен есть бобовые или такие блюда, как фаршированные овощи;

в остальные дни ребенку можно давать белое мясо (например, курицу) или блюда, приготовленные из макаронных изделий.

Примите к сведению, что к здоровому питанию школьников можно приучить с помощью совместных ужинов и обедов по выходным, во время которых вы собираетесь за столом всей семьей.

Продукты из всех пищевых групп

Говоря о здоровом питании учащихся, надо заметить, что детям необходимо есть продукты всех пищевых групп – чтобы удовлетворить нужду своего организма в питательных веществах. Остановимся на этом подробнее.

Хлеб, другие злаковые и картофель. Хорошо, чтобы питание школьников опиралось на эту группу продуктов. Готовя еду отдайте предпочтите муке грубого помола, здоровое питание предполагает, что 2/3 рациона школьников будут составлять продукты, изготовленные именно из такой муки.

Фрукты и овощи. Для здорового, полноценного питания школьникам необходимо давать 5 порций разнообразных фруктов и овощей ежедневно.

Одной порцией может считаться:

 1 фрукт среднего размера – например, банан, яблоко, апельсин;

2 фрукта маленького размера (таких, как слива), 10-15 виноградин, вишен, ягод;

1 небольшая порция салата из свежих овощей;

3 полных столовых ложки приготовленных овощей – таких, как зеленый горошек;

3 полных столовых ложки приготовленных бобовых – таких, как фасоль (если ребенок съест больше, это все равно засчитывается, как одна порция);

1 столовая ложка сухих фруктов – таких, как изюм или курага;

1 небольшой стакан натурального сока (если ребенок выпьет больше, это все равно засчитывается, как одна порция).

Молоко и молочные продукты. Давайте детям, по крайней мере, 3 порции молочных продуктов в день. Это может быть 1 упаковка йогурта, 1 стакан молока или 1 кусочек сыра размером со спичечную коробку. Это особенно важно для здорового питания младших школьников. Молочные продукты пониженной жирности обычно содержат в себе такое же количество кальция и тот же перечень витаминов, которые мы находим в продукции нормальной жирности. Однако полностью обезжиренные молочные продукты детям употреблять нежелательно.

Мясо, рыба и альтернативные им продукты. Мясо (особенно красное) и рыба являются наилучшими источниками железа. Однако бобовые (чечевица, фасоль), зеленые листовые овощи и обогащенные злаки также могут дать организму школьника достаточно железа.

Жирная рыба – такая, как сардины, анчоусы, макрель, лосось – очень богаты Ω-3 жирными кислотами. Эти кислоты необходимы для правильного функционирования нервной, иммунной и сердечно сосудистой систем ребенка. Правила здорового питания не только школьников, но и детей вообще, говорят о том, что в неделю детям необходимо съедать 2 порции жирной рыбы. Однако избегайте давать ребенку рыбу-меч, поскольку в ней содержится большое количество ртути.

Жирные или сладкие продукты. Продукты высокой жирности или с большим содержанием сахара – такие, как торты, печенье, шоколадные вафли, хрустящий картофель – дают школьникам много энергии, однако почти не содержат в себе витаминов. В небольшом количестве детям сладости употреблять можно, однако, только как компонент сбалансированного питания, а не как замену основной, здоровой и полезной пищи.

Полезные напитки. В качестве самых подходящих напитков здоровое питание предлагает для школьников молоко и воду - поскольку они не разрушают их зубов. Соки обладают повышенной кислотностью и содержат высокий процент сахара (даже в натуральных соках мы находим природные сахара). Поэтому соки детям лучше давать вместе с едой - в противном случае, желательно разбавлять их водой.

 Общее количество жидкости, которое необходимо школьнику в течение дня, зависит от погоды, физической активности ребенка и от продуктов, которые он ест. Неплохой идеей будет давать детям один стакан воды (молока или сока) с каждым приемом пищи, и один стакан – между приемами. Давайте детям больше жидкости во время жары и в период повышенной физической активности.

Здоровое питание младших школьников вообще не позволяет употребление газированных напитков типа кока-кола, содержащих кофеин. Что касается школьников старшего возраста - избегайте давать им газированные напитки с содержанием кофеина во время еды, поскольку кофеин препятствует всасыванию организмом железа.

Уважаемые родители!

Педагоги школы, так же как и вы заботятся о здоровье ваших детей. Возьмите на заметку полезную информацию!

Несомненно, начало очередного учебного года стало для многих основным событием сентября. И вновь у тысяч родителей начинает болеть голова – как там их ребенок, все ли в порядке, хорошо ли поел?

Питание школьников - один из главных вопросов, тревожащие родителей в течение всего учебного года.

К составлению правильного полноценного рациона требуется полный подход с учетом особенностей детского организма. Изучение школьной программы требует от детей высочайшей умственной деятельности, поэтому нужно послушать советы по правильному питанию для школьников.

Маленький человечек, который приобщается к знаниям, одновременно не только выполняет сложный труд, но и растет, и развивается, а для всего ребенок должен получать правильное, сбалансированное питание. Высокая умственная деятельность непривычна для первоклассников, она связана с большими затратами энергии. А все связанное с интеллектуальным трудом, в основном зависит от углеводов, запасенных в организме, главным образом от глюкозы. Снижение содержания кислорода и глюкозы в крови ниже необходимого уровня приводит к ухудшению мозговых функций. В свою очередь, это может являться одной из причин, по которой снизится умственная работоспособность и ухудшится восприятие учебного материала учащимся.

Родители возлагают основные надежды на полноценный завтрак - ведь они сами контролируют этот процесс дома. Но не все знают, какой именно завтрак является самым ценным для школьника. Кто-то старается включить в завтрак наибольшее количество углеводов, которые "отвечают" за умственную деятельность. И на самом деле, после плотного углеводного завтрака количество глюкозы в крови значительно повышается, но если углеводов чересчур много, то за этим, уже через 1,5-2 часа, содержание глюкозы может столь же резко понизиться.

В связи с этим медики предлагают включать в завтрак так называемые сложные формы углеводов. К примеру помимо кондитерских изделий, варенья и сладкого чая, в утренний завтрак школьников обязательно должны входить макароны, каши, хлебобулочные изделия, свежие овощи, фрукты, особенно яблоки. Другие углеводы лучше распределять на несколько приемов в течение всего школьного дня: кофе, чай, кофе, конфеты, булочки, печенье, фруктовые напитки обеспечат ребенку постоянное поступление свежей порции глюкозы в кровь, что будет стимулировать умственную деятельность школьников.

Следующим по значимости компонентом пищи, необходимом для удовлетворения энергетической потребности школьников - это жиры. На эту долю приходится порядка 25% от общей суточной затраты энергии.

Жиры, помимо использования в энергетических целях, являются необходимым элементом, необходимым для построения клеточных мембран, гормонов и феромонов, также в них растворяются витамины. Жиры являются главным строительным материалом человеческого организма. Главными источниками белка в рационе ребенка являются некоторые овощи, яйца, рыба, зерновые культуры, орехи, фасоль и мясо. Нужными жирами особенно насыщенны молочные продукты. Поэтому в школьные обеды включены творог, кефир, молоко. Белки животного происхождения особенно полезны для молодого организма школьников, но все же не надо увлекаться копченой пищей, сосисками, колбасой.

В рационе школьника также должна присутствовать клетчатка – то есть смесь сложно перевариваемых веществ, которые находятся в плодах, листьях и стеблях растений. Это необходимо для хорошего пищеварения. Клетчатки в продуктах питания ребенка должно быть порядка 15-20 грамм. Для того, что бы в рационе было такое количество клетчатки, необходимо готовить пищу из зерновых культур, а также фруктов и овощей.

Помимо основных компонентов пищи в рационе школьника нужно предусмотреть полное и своевременное восполнение потребности молодого организма в биологических волокнах,

Вода, хоть и не является продуктом питания, но составляет около шестидесяти процентов от общей массы организма. Школьнику необходимо ежедневно потреблять порядка полутора-двух литров воды. В школе созданы условия для осуществления питьевого режима.

Отдельным вопросом в рационе школьников является использование пищевых добавок, таким как красители, стабилизаторы, смесители, антиоксиданты и консерванты. Эти вещества добавляют в пищу, для придания ей необходимого запаха, вкуса и консистенции. Многие пищевые добавки, применяемые в последнее время в связи с прогрессом промышленных технологий, постоянно вызывают возражения из-за возможности появления аллергической реакции. Но не стоит переживать: использование пищевых добавок четко определено, и прежде чем добиться разрешения на использование каких-либо из них, они проходят тщательную проверку среди правительственных органов и компетентных медицинских учреждений. Проведенные исследования в настоящем времени показывают, что аллергическая реакция на употребление пищевой реакции крайне редка, и, как правило, не превышает числа случаев болезненной реакции на стандартные продукты питания.

Если прислушиваться к советам по правильному питанию для школьников, то ваш ребенок будет хорошо учиться и всегда находиться в прекрасном расположении духа. Каждому, работающему в сфере питания школьников, стоит помнить, что полноценное питание наших детей в самый ответственный период их формирования и роста личности - это главный путь здоровья нации.

свернуть

Питание подростка

Питание подростка

Пришло то время, когда Ваш сын или дочь перешли в подростковый возраст. Каждый любящий родитель со страхом со страхом ожидает наступление времени, когда ребёнок в первый раз влюбится, будет бунтовать по поводу и без повода, и всё сложнее будет находить общий язык. Действительно, взросление – естественный процесс. Ребёнок набирается опыта в общении с людьми разного возраста. У него формируется своё мировоззрение, к которому необходимо относиться с уважением. Однако в некоторых вопросах подростку всё-таки нужны ваши родительские советы, чуткость, понимание и поддержка. В некоторых вопросах родители должны проявлять не только гибкость, но и несгибаемость: неправильное питание, эксперименты с психоактивными веществами и рискованное поведение в подростковом возрасте могут кардинально повлиять на дальнейшую судьбу человека. Дети этого возраста, как никто другой могут попасть под негативное влияние своих же сверстников, взрослых, масс-медиа. Вот почему очень важно помочь ребёнку обрести себя, не сворачивая на опасный путь.

 

Рациональное питание подростка - задача не только школы, но и родителей

Взросление мальчиков и девочек, их непрерывные жизненные сложности отодвигают на задний план организацию питания ребёнка. Психологические трудности требуют особого внимания к рациону и режиму питания подростка, а так же к формированию правильного пищевого поведения современного подростка.

Безусловно, педагогами и классным руководителем уделяется большое внимание формированию навыков здорового образа жизни, но образ жизни родителей и их воззрения на питание сильнее влияет на подростка, чем грамотно построенное занятие.

Подростковый организм усиленно расти и развивается, и, естественно, требуются большие запасы энергии. Для того чтобы развитие не отклонялось от нормы, необходим специальный набор полезных продуктов. В этот период основной задачей родителей является, ненавязчиво осуществлять контроль над тем, что ест ребёнок, и вовремя предотвратить момент, когда отношение к питанию исказится, что может привести к большим проблемам. Помните, что непродуманное питание, пищевые привычки – прямой путь к таким грозным недугам, как избыточная масса тела, сахарный диабет, анорексия. В зрелом возрасте неправильное пищевое поведение вполне может привести к инсульту, хрупкости костей, диабету и онкологическим заболеваниям.

 Будьте ближе к своему ребёнку

Проводите беседы со своим ребёнком. Растолкуйте ему, что, так как он уже достаточно взрослый, значит, имеет своё мнение и способен понять, что всегда подражать даже самым уважаемым друзьям нельзя. Если , например, один из одноклассников получает от родителей деньги на фаст-фуд, чипсы и сухарики и газировку, то это вовсе не значит, что надо следовать его примеру. Если подруга или модный блогер советует придерживаться какой-то диеты, не факт, что она права, и надо делать так же.

Научите своего ребёнка критично относится к информации, которая поступает из недостоверных источников. Помогайте ему тренировать умение отказать тогда, когда он испытывает давление со стороны сверстников. Категорическое «нет» должно звучать как в отношении фастфуда, избыточности кондитерских изделий, колбас и копчёностей, так и в отношении всяческих диет, которые советуют ему вопреки мнению здравого смысла и врачей-диетологов.

Переедание, недоедание и неполноценный рацион

Основные риски в пищевом поведении подростков формируются из-за несформированности понимания важности рационального питания и влияния общественного мнения.

Переедание. Со времён бабушек и дедушек бытует мнение, что «тарелка должна остаться чистой». Здравый смысл в этом есть, если учитывать то, какое количество пищи было в этой самой тарелке! Объём и калорийность блюда должно зависеть от пола, возраста, веса и нагрузок! Конечно, очень важно, сколько съедает Ваши дочь (сын), не менее важным является и режим питания, и полноценность и разнообразие рациона.

Недостаток массы тела, вызванный диетами. Частой проблемой, особенно у юных красавиц, является недостаток массы тела, вызванный не природной хрупкостью, а сознательным отказом от пищи и снижением её калорийности. В такой ситуации сложно давать общие советы. В каждом конкретном случае нужно мягкое вмешательство школьного психолога, потому что, как правило корень проблемы находится в области психики. Запущенная проблема может потребовать вмешательства врачей-специалистов (психотерапевта, врача-диетолога и т.п.). Следите за психическим состоянием своего ребёнка, создайте благоприятную эмоциональную атмосферу в доме, будьте ему другом, советчиком, не высмеивайте его внешность, даже если видите недостатки. Лучше помогите ему найти танцевальную или театральную студию, спортивную секцию, кружок по интересам, где он будет успешен и сможет тратить юношескую энергию!

Неполноценное питание. В подростковом возрасте значительно увеличивается плотность как школьных, так и внешкольных занятий: уроки, факультативы, секции, кружки, подготовка к экзаменам и поступлению в ссузы и вузы значительно снижают количество свободного времени. У подростка возникает желание «освободить» часть времени в ущерб полноценному режиму питания. В обиходе закрепляются «перекусы», фастфуд вытесняет один или несколько приёмов пищи. Пускать на «самотёк» питание подростка не в коем случае нельзя, сколько бы времени у вас это не отнимало! Не советуем отказываться от горячего питания в школе. Плотный график занятий должен включать в себя и время на полноценное питание.

 

Дети наследуют не физическую конституцию,

а пищевое поведение

Если вы предпочитаете постоянно находиться на диетах, или же, наоборот, не уделяете особого внимания своему питанию, не удивляйтесь, что вскоре точно также будет вести себя и ваш ребёнок.

 Несколько слов о питании подростка

Подростковый период – это время, когда формируется организм. В это время существует повышенная потребность в основных составляющих пищи. Организм подростка при условии нормального развития и при оптимальном обмене веществ нельзя ограничивать в питании, поскольку все полезные вещества, находящиеся в «правильных» продуктах, ему жизненно необходимы.

Привыкание к пищевым добавкам в период интенсивного развития так же повышено. Ограничьте или, если есть возможность, исключите из рациона подростка продукты, которые содержат вкусовые добавки, красители, ароматизаторы и консерванты.

Питьевой режим

Организм подростка должен получать в день не менее 30 мг жидкости из расчёта на килограмм массы тела. Во внимание не принимаются сладкая газировка, пакетированные соки, содержащие глюкозу, другие сладкие напитки. Лучшими напитками для тинейджера считаются питьевая или минеральная вода без газа, свежевыжатый сок, молоко.

Режим питания

На завтрак тинейджер должен получать 25% от суточной нормы потребляемых продуктов, на обед – 40%, полдник составляет всего 15%, а ужин – 20%.

Завтрак обязателен!

Приучите сына или дочь есть по утрам. На завтрак подростку можно предложите следующие блюда: тушёное или отварное мясо либо рыбу, салат из овощей или фруктов, запеканку, молочное, бутерброд с маслом и сыром. Из напитков – несладкий чай либо какао. Кофе противопоказан.

Обед – основной приём пищи

На обед подростку подают первое горячее блюдо, как правило, это суп или борщ, второе горячее - мясное либо рыбное блюдо с гарниром в виде овощей или каш, а также свежие фрукты по сезону. Самые полезные крупы для этого возраста – пшеничная, гречневая и овсяная. Кашу следует давать ребёнку не более одного раза в день. . Однако единожды в день он всё-таки должен кушать кашу в обязательном порядке, поскольку крупы и злаки являются сложными углеводами, приносящими организму основную долю энергии. Не увлекайтесь картофельными блюдами, не делайте их основой рациона. Избегайте жареного картофеля.

Нужен ли полдник?

Приём пищи, который мы называем полдником и зачастую пропускаем, весьма значителен в питании подростка. Именно благодаря полднику подросток не будет нуждаться во вредных перекусах фастфудом. Полдник может состоять из молока и хлеба (булочки), однако от быстрых углеводов, к примеру, сладкого или мучного следует воздержаться, поскольку при регулярном их употреблении появляется лишний вес.

Отдавать ли ужин врагу?

Безусловно, ужин необходим, но он не должен заменять основной приём пищи. На ужин приготовьте что-нибудь лёгкое, к примеру, омлет, запеканку, лёгкий салат, из напитков – молоко с добавлением мёда. В таком случае желудок подростка не будет перегружен.

Каждому возрасту свой рацион

Подростковым считается достаточно длинный возрастной период: с 10 до 18 лет. Этот довольно приличный временной отрезок можно поделить на несколько стадий взросления. Все они требуют особого питания.

Возраст 10-13 лет – это время роста костей и мышц. Желательно на этой стадии ежедневно включать в детский рацион питания мясо и молочные продукты. Дети младшего школьного возраста в среднем (всё зависит от веса) должны потреблять 2400 ккал, такая же, как потребность в калориях пожилых людей (60–70 лет). Дети в возрасте 11–13 лет должны получать 2850 ккал в сутки, т. е. столько же, сколько и взрослые, занятые трудом, требующим несущественных физических усилий.

Возраст 14- 17 лет. У подростков (14–17 лет) потребность в калориях большая, чем у взрослых. Так, потребность в калориях юношей (14–17 лет) составляет 3150 ккал, что соответствует потребности мужчин – рабочих в возрасте 18–40 лет, занятых трудом, который требует значительных физических усилий. Таким образом, питание школьника, особенно юноши, должно быть калорийным. Этого можно достигнуть включением в суточный рацион достаточного количества пищевых веществ: белков, жиров, углеводов. Потребность в белке в этом возрасте составляет не менее 2 г на 1 кг веса тела. В количественном выражении дети в возрасте 7 – 10 лет должны получать 80 г белка в сутки, в возрасте 11–13 лет – 93 г, юноши (14–17 лет) – 106 г и девушки (14–17 лет) – 96 г. С развитием полового созревания отмечается разница в потребности в белке и других пищевых веществ у юношей и девушек. По некоторым данным при одном и том же виде деятельности мальчики затрачивают энергии больше, чем девочки.

 Жиры – необходимый компонент пищи

Значение жиров в питании ребёнка многообразно: они используются для роста, для построения нервной ткани и тканей мозга. Жиры являются растворителями витаминов А и Д, обеспечивая наиболее полное их усвоение. Некоторые жиры сами являются источниками витаминов А и Д, а также необходимых в детском возрасте фосфатидов и полиненасыщенных жирных кислот.

Дефицит жиров в рационе подростка отрицательно сказывается на их здоровье, особенно на иммунобиологических свойствах. При недостаточном поступлении жира ослабляются защитные свойства организма и он становится более чувствительным к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды, особенно к холоду. Дети чаще болеют острыми респираторными заболеваниями. При длительном недостаточном содержании жиров в питании детей отмечаются замедление роста и расстройства функции нервной системы.

Безусловно, и избыток жиров отрицательно влияет на здоровье подростка. Большое количество жиров животного происхождения, трансжиров, сочетание жирови «быстрых» углеводов (к примеру, глукозы), нарушает обмен веществ, ухудшает усвоение белка, расстраивает пищеварение. Потребность в жире школьников такая же, как и потребность в белке. Наиболее полезным в детском питании являются растительные масла (10–15 % от общего содержания жира), сливочное масло, в котором находятся витамины А и Д и фосфатиды, необходимые растущему организму.

Углеводы углеводам рознь!

В питании подростка важное значение имеют углеводы, которые являются основным источником энергии для мышечной деятельности. В связи с высокой подвижностью школьников их энергозатраты значительны. Количество углеводов в питании школьников должно быть в 4 раза больше, чем белков и жиров, т. е. 320–420 г в сутки.

Количество «быстрых» углеводов в пищевом рационе школьника должно составлять 20 % от общего содержания углеводов, т. е. 70 – 100 г в сутки. Однако преимущественно углеводное питание при недостаточности в рационе белка и жира наносит большой ущерб здоровью детей. При этом отмечается нарушение обмена, отставание в росте и общем развитии, ожирение, склонность к частым заболеваниям. Таким образом, питание школьника должно быть сбалансированным, т. е. включающим все пищевые вещества в оптимальных соотношениях. На каждый грамм белка должно приходиться 1 г жира и 4 г углеводов.

Пару слов о витаминах

В поддержании здоровья детей важную роль играют витамины пищи. У подростков, в связи с интенсивным ростом и большой учебной нагрузкой, потребность в витаминах повышена, особенно в витаминах А, D и С. Удовлетворение потребности в этих витаминах достигается путем ежедневного использования молока, сыра, творога, сметаны, сливочного масла, яиц, мяса, рыбы, т. е. продуктов животного происхождения. Однако в обеспечении витамином А большую роль могут сыграть и некоторые растительные продукты – зеленые овощи и морковь, содержащие каротин, вещество, которое превращается в организме в витамин А.

Каротин моркови наиболее полно используется в организме, если ее измельчить, например, на терке или употреблять в отварном виде.

Витамин Д может образовываться в коже под влиянием ультрафиолетовых лучей солнца. Поэтому школьники должны ежедневно, как можно больше находиться на открытом воздухе. Перед зимним периодом посоветуйтесь с педиатром о необходимости принимать препарат , содержащий витамин D.

Применять препараты витамина D можно только по назначению врача.

Много витаминов А и D содержится в печени, в связи с чем блюда из печени очень желательны в питании школьников. Удовлетворение потребности в витаминах С и Р, а также в некоторых витаминах группы В происходит главным образом за счет овощей и фруктов. В питании школьников должно предусматриваться ежедневное потребление больших количеств овощей (300–350 г) и фруктов (150–300 г).

Минералы

Минералы являются обязательной составной частью крови, гормонов, ферментов и др., используются для построения костной, мышечной, нервной и других тканей, участвуют в процессах обмена веществ, в поддержании необходимого давления в клетках и других сложных процессах.

Важность кальция и фосфора в период взросления. Эти элементы весьма важны в период формирования костно-мышечной системы. За сутки организм подростка должен получать до 1300 мг кальция а фосфора почти в 2 раза больше. Богаты кальцием молочные продукты: творог, йогурты, твёрдый сыр и цельное молоко. Фосфором – рыба, яйца, сыр, мясо, овсяная крупа, бобовые. Сдержанно относитесь к сладким сыркам и мороженому: если у подростка есть склонность к увеличению массы тела, лучше исключить их из ежедневного питания из-за высокой калорийности.

Для чего необходимо железо? Для того чтобы происходило нормальное умственное развитие, организму требуется железо. Оно – поставщик кислорода во все клетки организма. Продукты с высоким содержанием железа могут быть, как животного, так и растительного происхождения: говяжье, свиное и птичье мясо, яйца, устрицы, моллюски; спаржа, овощи, зелёный горох и шпинат. А ещё полезны разных сортов орехи, фасоль, обогащённые железом рис, макароны и хлеб., но надо учитывать, что полностью усваивается только гемовое железо, которое содержится исключительно в продуктах животного происхождения: мясе (в различных сортах мяса разное его содержание) и субпродуктах. Железо, источником которого являются продукты растительного происхождения, усваиваются только при определённых условиях: наличия аскорбиновой кислоты и отсутствие продуктов, сдерживающих усвоение железа (молочные продукты, чай, кофе). Даже при этих условиях негемовое железо усваивается только частично.

К чему приводит дефицит йода? Недостаток йода в организме может приводить к серьезным нарушениям обменных процессов у детей: снижается синтез достаточного для полноценного метаболизма количества гормонов. Это ведет к различным нарушениям самочувствия детей, снижению успеваемости, нарушению иммунитета. Источником йода в организме являются продукты питания и вода. Самые лучшие продукты, которые пополняют йод в организме, это морская капуста и морепродукты. Важно, чтобы дети потребляли продукты, богатые этим элементом, чтобы восполнять его суточные расходы. Но йод и его соединения нестойкие, поэтому при кулинарной обработке продуктов часть его теряется, и важно об этом помнить. Приготовление на пару приводит к потере до 30% йода, варка в бульоне — до 50%, жарка продуктов — до 70% и более.. Около 30 граммов ламинарии покрывают все суточные потребности детей в йоде. Однако, не многие дети ее любят, и сегодня используют порошок из высушенной ламинарии как пищевую добавку. Если вы используете йодированную соль, то подсаливать пищу ею необходимо перед подачей, так как он испаряется при высокой температуре.

             Таким образом, создание высокого уровня питания школьников в домашних условиях является залогом здоровья и нормального развития детей, а также хорошей учебной работоспособности.

свернуть

Питание младшего школьника

ЧТО ДОЛЖНЫ РОДИТЕЛИ ЗНАТЬ

О ПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА?

 

  1. Питание ребёнка должно оставаться 4-5 разовым!
  2. У ребёнка возрастает  не только физическая нагрузка, но и нагрузка на нервную систему! В питании надо учесть потребность организма ребёнка в определённых витаминах, макро- и микроэлементах.
  3. Приёмы пищи должны проходить в одно и то же время!

 

ЧТО ДОЛЖНЫ УЧЕСТЬ РОДИТЕЛИ В ОБЕСПЕЧЕНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА ПИТАНИЕМ, КОТОРОЕ БУДЕТ ПОЛНОСТЬЮ СООТВЕТСТВОВАТЬ ПОТРЕБНОСТЯМ КОНКРЕТНОГО РЕБЁНКА?

  1. В какое время начинаются учебные занятия у ребёнка и как долго будет он добираться до школы?
  2. Будет ли ребёнок находится в учебном учреждении весь день, или вторую половину дня он будет проводить вне школы?
  3. Будет ли маленький гений посещать дополнительные занятия, связанные с физической нагрузкой или требующие усидчивости?                

 

ПРИНЦИПЫ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ 1– 4 КЛАССОВ

 

  1. Калорийность пищи должна соответствовать уровню нагрузки. Рекомендуемое соотношение между белками и углеводами — 1:4. При этом количество жиров должно соответствовать объему употребленных белков. Зачастую родители уделяют недостаточно внимания питанию школьников. Если до поступления в школу это частично компенсировалось рационом в дошкольном учреждении образования (детском саду), теперь практически все зависит только от родителей. В школе ребёнок, в зависимости от того, посещает ли он группу продлённого дня, получает питание от 1 до 3 раз (второй завтрак, обед, полдник).
  2. Пища должна быть полноценной, то есть обеспечивать растущий организм белками, углеводами (в том числе и клетчаткой фруктов, овощей и злаков), жирами, витаминами, минералами.
  3. Питание должно учитывать состояние здоровья ребёнка.
  4. Режим питания ребёнка должен быть стабилен и привязан к расписанию занятий учащегося. Родители должны позаботиться о том, чтобы ребёнок завтракал перед выходом из дома в школу. Через 2 часа он получит второй завтрак в школьной столовой. Обед — примерно через 3–4 часа, после возвращения домой или в группе продлённого дня. Еще через пару часов — легкий полдник. Вечером — ужин в кругу семьи. Постарайтесь, чтобы хоть раз в день вся семья собиралась вместе за общим столом. Это время вам дано не только для утоления голода, но и для общения друг с другом в спокойной обстановке.

  1. Уважаемые родители, помните, что школьное питание всего лишь дополняет домашний рацион. Беспорядочное питание — основная причина нарушений работы системы пищеварения! Рациональное питание обеспечивает не только гармоничное физическое, но и интеллектуальное развитие.
  2.  Основные ошибки в организации питания младшего школьника:

    • Многие родители считают, что питание в школе полностью обеспечивает потребность ребёнка в пище.
    • Недостаток фруктов и овощей в рационе. Из-за недостатка витаминов и углеводов малыши не в состоянии успешно справляться с учебной нагрузкой. Снижена способность к интеллектуальной деятельности. Внимание рассеянное, сосредоточить его на продолжительное время ребёнок не может.
    • Снижение количества молока и молочных продуктов ведёт к дефициту кальция.
    • В рационе мясо часто заменяется более «быстрыми» в приготовлении сосисками, сардельками, колбасой.
    • В обеспечении ребёнка белком родители в основном уделяют внимание мясу, забывая о таком ценно пищевом продукте, как рыба. Если у ребёнка нет аллергии на этот продукт, блюда из рыбы должны присутствовать на столе еженедельно. Именно в морской рыбе содержится фосфор, необходимый для продуктивной деятельности мозга.
    • Родители, надеясь на организацию питания в школе, отправляют детей на уроки без завтрака. Второй завтрак, как правило, ребёнок в школьной столовой получает только после второго урока (расписание приёмов пищи в школьной столовой Вы можете узнать здесь). Первые два урока ребенок сидит на уроках, испытывая острое чувство голода. Естественно, ОН НЕ МОЖЕТ полноценно усваивать учебный материал. Зачастую первым уроком в расписании стоит физическая культура, представьте, как он будет чувствовать себя, если не предупредит учителя о том, что он не позавтракал?!
    • Контроль за питанием ослабевает. Появляются карманные деньги, которые ребёнок может тратить на покупку сладостей, фастфуда и газировки. Многие родители убеждены, что для работы мозга обязательно нужна глюкоза, они покупают много сладкого и мучного, из–за чего повышается вероятность ожирения.
    • Гигиенические навыки (гигиена рук перед едой) должны быть сформированы до поступления в школу. Мы говорим именно о навыках, как о потребности сесть за стол с вымытыми руками.
свернуть