О новых подходах к итоговой аттестации учащихся

21.04.2021
В целях выполнения поручений Президента Республики Беларусь
А.Г.Лукашенко по вопросам образования Министерством образования
разработаны новые подходы к итоговой аттестации учащихся учреждений
общего среднего образования (далее – УОСО).
 
В IX классе предлагается проводить выпускные экзамены по
четырем учебным предметам:
«Белорусский язык» и «Русский язык» – в форме изложения, что
позволит проверить уровень сформированности коммуникативных
умений и навыков учащихся;
«Математика» – контрольная работа;
«История Беларуси» – в устной форме.
Подходы к проверке экзаменационных работ изменять не планируется.
По результатам итоговой аттестации в IX классе учащиеся получат
свидетельство об общем базовом образовании и смогут продолжить
обучение в X профильном классе с изучением отдельных учебных
предметов на повышенном уровне либо в X базовом классе с изучением
всех учебных предметов на базовом уровне, либо в учреждении
профессионально-технического или среднего специального образования.
С учетом мнения педагогов предлагается в профильный класс
зачислять учащихся, имеющих средний балл свидетельства об общем 
базовом образовании не ниже 7 и отметки по профильным предметам не
ниже 7 баллов.
В XI классе предлагается сохранить выпускные экзамены по
государственным языкам «Белорусский язык» или «Русский язык»
по выбору учащегося, а также с целью проверки математической и
функциональной грамотности – по учебному предмету «Математика», с
учетом важности межстранового взаимодействия – по учебному предмету
«Иностранный язык».
В целях уменьшения нагрузки на учащихся XI классов предлагается
выпускной экзамен и централизованное тестирование по учебным
предметам «Белорусский язык», «Русский язык», «Математика»
совместить (далее – национальный экзамен, НГЭ). Выпускной экзамен по
учебному предмету «Иностранный язык» – проводить в устной форме в
учреждении общего среднего образования, в котором обучаются
учащиеся. Подходы к формированию экзаменационных комиссий для
проведения данного выпускного экзамена менять не планируется.
Общие принципы проведения НГЭ как совмещенной формы
выпускных экзаменов и ЦТ (рассадка, правила проведения и т.д.)
идентичны принципам, используемым в настоящее время при
организации ЦТ.
В качестве учреждения, ответственного за технологическое
сопровождение НГЭ, предлагается определить учреждение образования
«Республиканский институт контроля знаний», который имеет опыт
проведения централизованного тестирования.
Проверка и оценивание работ осуществляется в РИКЗ компьютером
с помощью программного обеспечения и по методике подсчета тестовых
баллов (по технологии ЦТ). Отметка, полученная на НГЭ, будет
переведена в 10-балльную шкалу. В аттестат об общем среднем
образовании будет выставлена итоговая отметка с учетом годовой и
отметки, полученной на НГЭ. Кроме того, по итогам выполнения заданий
НГЭ будет выдан сертификат с указанием количества баллов для участия
в конкурсе при поступлении в учреждения высшего или среднего
специального образования.
В связи с этим предлагается проводить НГЭ в апреле текущего
учебного года на базе имеющихся и дополнительных пунктов
централизованного  тестирования.
Пункты сформированы таким образом, чтобы радиус подвоза не препышал
70 километров. 
С учетом необходимости проведения широкой апробации новой
модели итоговой аттестации, внесения изменений в Правила приема в
учреждения высшего и среднего специального образования, разработки
новых нормативных правовых актов наиболее оправданным является
реализовать данные подходы в 2023/2024 учебном году.
Просим организовать информационно-разъяснительную работу с
педагогами, родителями (законными представителями учащихся) по
вопросам изменения итоговой атестации учащихся. К данной работе
должны быть привлечены методисты областных (Минского городского)
институтов развития образования, на базе которых необходимо
предусмотреть проведение круглых столов, семинаров, диспутов и т.д.
Для широкого информирования родителей (законных представителей)
учащихся информацию о новых подходах к итоговой аттестации
учащихся целесообразно разместить на сайтах учреждений образования.
 
Заместитель Министра               А.В.Кадлубай