Памятки по профилактике суицидального поведения

Памятка для педагогов по профилактике суицидального поведения среди обучающихся

Суицидальное поведение предоставляет собой одну из основных проблем современного общества. Термин «суицидальное поведение» объединяет все проявления суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Этот термин особенно применим к подростковому возрасту, когда суицидальное проявления отличаются многообразием.

Факторы риска, подталкивающие подростка к самоубийству: 

жестокое обращение окружающих  нарушенные отношения в семье, стремление любыми средствами создать впечатление гармонии;

ориентация на внешнее соблюдение общепринятых норм;

повышенные и непоследовательные требования к детям с полным равнодушием к их проблемам;

практика унизительных и жестоких наказаний  проблемы в школе  неразделенная любовь.

Профилактика суицидального поведения несовершеннолетних является одной из важнейших задач школы. Эффективность профилактических мероприятий может быть обеспечена только при комплексном подходе объединяющим усилия специалистов разного профиля (медиков, психолога, социального педагога, учителей).

Возникшие подозрения о суицидальной опасности являются показанием ряда следующих мероприятий: 

Информирование родственников подростка о суицидальной опасности или действиях.  Обеспечение непрерывного наблюдения за подростком как в школе, так и в семье.  Привлечение для консультации детского психиатра или психотерапевта.

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О НАЛИЧИИ СУИЦИДАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ 1. Смерть и самоубийство как постоянная тема разговоров.

2. Предпочтение траурной или скорбной музыки.

3. Раздача личных вещей, составление завещания.

4. Разговоры об отсутствии ценности жизни.

5. Фантазии на тему смерти.

6. Интерес к возможным средствам самоубийства.

7. Высказывания «я не хочу жить», «я хочу умереть», «нет смысла жить дальше» и т.д.

8. Косвенные высказывания «ничего, скоро вы отдохнете от меня», «ничего, скоро все закончится для меня», «он скоро пожалеет, что отверг меня» и т.д.

9. Приобретение средств самоубийства.

10.Приведение в порядок дел, внезапное завершение долгосрочных дел.

11.Высказывание тяжелых самообвинений, жалобы на собственную беспомощность, безнадежность.

12.Написание прощальных писем, записок.

13.Странное «прощальное» поведение с людьми.

14.Несвойственная молчаливость или высказывание со скрытым вторым смыслом, связанные со смертью, символичные высказывания.

15.Особый интерес к тому, что происходит с человеком после смерти.

16.Проявление признаков депрессии.

ПРИЗНАКИ ДЕПРЕССИИ  понижение настроения, глубокая печаль  резкие перепады настроения, повышенная эмоциональная чувствительность, плаксивость, слабость  потеря аппетита, переедание  повышенная сонливость, бессонница  недомогание  снижение внимания  нерешительность  апатия потеря интереса к вещам, людям и ситуациям, ранее вызывавшим интерес  социальная самоизоляция, отход от семьи, друзей, молчаливость  снижение эффективности труда, учебы

ФАКТОРЫ СИЦИДАЛЬНОГО РИСКА  предшествующая попытка суицида  тяжелая морально-психологическая обстановка в коллективе, семье  смерть близкого человека, любимого, разрыв значимых отношений  прогрессирующая тяжелая болезнь  переживание острого кризиса  эмоциональные нарушения (острые приступы паники, вины, стыда)  психические заболевания  алкоголизм, наркомания  отверженность в детстве  переживание самоубийства популярного в обществе или в конкретной группе человека  воспитание и пребывание в семье, где есть алкоголики, наркоманы и психические больные  ранняя потеря матери или обоих родителей, особенно в результате самоубийства  совершение уголовно-наказуемого поступка  получение необратимых увечий и травм (потеря зрения, конечностей и т.д.)  неразделенная любовь  психическая травма в результате насилия  измена любимого человека предательство близких  боязнь позора  значительные бытовые и материальные трудности  принадлежность к «группе риска» (гомосексуалисты, заключенные, военнослужащие) Недопустимо открытое прямое публичное обсуждение с обучающимися суицидальных случаев. Зачастую цена подобных мероприятий (родительских собраний, классных часов) – жизнь кого-то из подростков, так как в подростковой среде возможно повторение суицидальных попыток по механизму подражания, заражения, протестной реакции и др.

СТРАТЕГИЯ ПОМОЩИ

1. ВЫСЛУШИВАЙТЕ – «Я слышу тебя». Не пытайтесь утешить словами типа: «Не все так плохо, вам станет лучше, не стоит этого делать». Дайте ему возможность высказаться. Задавайте вопросы, внимательно слушайте.

2. ОБСУЖДАЙТЕ - открытое обсуждение планов и проблем снимает тревожность. Не бойтесь говорить об этом - большинство людей чувствует неловкость, говоря о своих проблемах (особенно о самоубийстве), и это проявляется в отрицании и избегании этой темы.

3. БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ к косвенным показателям. Каждое шутливое упоминание или угрозу следует воспринимать всерьез. Подростки часто отрицают, что говорили всерьез, пытаются высмеивать взрослого за его излишнюю тревожность, могут изображать гнев. Скажите, что Вы принимаете их всерьез.

4. ЗАДАВАЙТЕ ВОПРОСЫ - обобщайте, проводите рефрейминг – «такое впечатление, что ты на самом деле говоришь о…», «большинство людей задумывалось о самоубийстве…», «ты когда-нибудь думал, что совершишь это?». Если Вы получаете утвердительный ответ, переходите на конкретику: «Пистолет? А ты когда-нибудь стрелял? А где ты его возьмешь? Что тогда произойдет? А что, если у тебя дрогнет рука, и ты промахнешься? Кто тебя найдет? Ты думал о своих похоронах? Кто на них придет?». Недосказанное, затаенное Вы должны сделать явным. Помогите подростку открыто говорить о своих замыслах.

5. ПОДЧЕРКИВАЙТЕ ВРЕМЕННЫЙ ХАРАКТЕР ПРОБЛЕМ. Признайте, что его чувства очень сильны, проблемы сложны - узнайте, чем Вы можете помочь. Поскольку он Вам уже доверяет, узнайте, кто еще мог бы помочь ему в этой ситуации.

 ВСЕРОССИЙСКОМУ ТЕЛЕФОНУ ДОВЕРИЯ : 8-800-2000-122