1 класс

27.10.24 Тема №1 Адаптация первоклассников к условиям школы

 

23.12.2024 Тема 2. Режим дня школьника

 

Тема 1. Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе.

Адаптация учащихся в 1-м классе.

Физиологическая, психологическая и социальная адаптация обучающихся к школе. Причины социально-психологической дезадаптации. Помощь ребенку в адаптации к школе.

 

Первый класс считается самым важным годом в жизни школьника. Правильная адаптация положительно влияет на учебный процесс, мотивирует к получению новых знаний, позволяет легко влиться в новый коллектив и завести друзей.

Привыкнуть к школе после садика сложно практически всем. В дошкольном возрасте от ребёнка не требовалось особой дисциплины, занятия проходили в игровой форме, было время побегать и отводился час для сна и отдыха. В первом классе привычный режим жизни меняется, и детям приходится подстраиваться под изменившиеся условия. Ребёнок попадает под влияние совокупно воздействующих на его психику факторов:

  • нового распорядка дня;
  • ограничения на подвижные игры в школе;
  • необходимости выстраивания отношений с одноклассниками и учителем;
  • новой обстановки и непривычных для ребёнка обязанностей.

Адаптация к школе сложнее протекает у детей с индивидуальными особенностями нервной системы. В группу риска входят:

  • Гиперактивные дети. Концентрация внимания у них снижена, в силу особенностей психики им необходимо постоянно двигаться, и высидеть целый урок за партой для них – настоящий подвиг. Такие первоклассники чаще всего нарушают порядок в школе и первые месяцы учёбы практически не усваивают новый материал.
  • Дети с повышенным порогом утомляемости. Обусловлено это может быть индивидуальными особенностями личности или хроническими заболеваниями. Школьники с повышенной утомляемостью не могут долго концентрироваться на выполнении заданий, что снижает их успехи в учёбе.
  • Одарённые первоклассники. До поступления в школу у таких дошкольников уже есть обширный запас знаний, и первые месяцы в школе им может быть просто скучно. Из-за этого они могут баловаться, не слушать учителей.
  • Проблемы адаптации в школе могут быть связаны с повышенными требованиями родителей. Не стоит ждать от ребёнка невозможного - привыкание может занять не один месяц, и это считается нормальным.

Родители играют важную роль в процессе адаптации к школе. Они могут создать определенную психологическую установку, формируя таким образом отношение к учебному процессу. Период привыкания к новому образу жизни может быть разным. Он может занять от двух недель или полугода.

Рекомендации родителям первоклассников по адаптации начинаются с создания у ребенка правильной мотивации. Именно от нее зависит, с каким желанием он будет идти в школу по утрам. Любые попытки новоиспеченного ученика познать что-то новое, независимо от результатов, должны встречать внимание и поддержку со стороны мамы и папы. Если ребенок будет ощущать психологическую опору со стороны семьи, у него будет отсутствовать страх перед новым и неизведанным, а это крайне важно для успешной адаптации.

Особенности социально-психологической адаптации детей к школе

 Наиболее сложный период психологической и физиологической адаптации первоклассников продолжается 4–6, а у ослабленных – до 8 недель (с 1 сентября по 15 октября).

Условно по степени адаптации всех детей можно разделить на три группы.

Первая группа детей адаптируется к школе в течение первых двух месяцев обучения. За тот же период проходит и наиболее острая физиологическая адаптация. Эти дети относительно быстро осваиваются в новом коллективе, находят друзей, у них почти всегда хорошее настроение, они спокойны, доброжелательны, приветливы, хорошо общаются со сверстниками, с желанием и без видимого напряжения выполняют школьные обязанности. Иногда у них отмечаются сложности либо в контактах с детьми, либо в отношениях с учителем, т. к. им еще трудно выполнять все правила поведения; хочется побегать на перемене или поговорить с товарищем, не дожидаясь звонка, но к концу октября трудности, как правило, нивелируются – ребенок становится учеником.

 Основные показатели благоприятной социально-психологической адаптации ребенка:

  • формирование адекватного поведения;
  • установление контактов с обучающимися и учителем;
  • овладение навыками учебной деятель­ности.

 Вторая группа детей проходит более длительную адаптацию, период несоответствия их поведения требованиям школы затягивается: дети не могут принять ситуацию обучения, общения с учителем, одноклассниками – они могут играть на уроках или выяснять отношения с товарищем, не реагируют на замечания учителя или их реакция – слезы, обиды. Как правило, эти дети испытывают трудности и в усвоении учебной программы. Лишь к концу первого полугодия реакции этих учеников становятся адекватными требованиям школы и учителя.

Третья группа – дети, у которых социально-психологическая адаптация связана со значительными трудностями: отмечаются негативные формы поведения, резкое проявление отрицательных эмоций. Часто они не осваивают учебную программу, для них характерны трудности в обучении письму, чтению, счету и т. п. Именно на таких детей жалуются учителя, одноклассники, родители: они нередко "третируют детей", "мешают работать на уроке", их реакции непредсказуемы. Проблемы, накапливаясь, становятся комплексными.

Но за одинаковым внешним проявлением негативных форм поведения могут крыться разные причины. Адаптация затруднена и у детей, нуждающихся в специальном лечении, и у детей с нарушениями психоневрологической сферы, и у тех, кто вырос в неблагоприятных социальных условиях. Причиной нарушения социально-психологической адаптации могут стать учебные проблемы, ситуация постоянной неудачи, неадекватные требования педагога и родителей. Причем, недовольство взрослых, упреки, наказания только ухудшают ситуацию.

Нарушения социально-психологической адаптации отмечаются и у детей, не справляющихся с дополнительными нагрузками, и связаны они с постоянным действием стресса, ограничения времени. "Перегруженные" дети не только работают в несвойственном им очень быстром темпе, но и постоянно испытывают страх "не успеть" и в результате – "жертвуют" качеством любой работы.

Так или иначе, плохое поведение – сигнал тревоги, повод внимательно понаблюдать за учеником и вместе с родителями разобраться в причинах трудностей адаптации к школе.

Такие школьники часто становятся "отверженными". Это в свою очередь рождает реакцию протеста: они "задирают" детей на переменах, кричат, плохо ведут себя на уроке, стараясь выделиться. Если вовремя не разобраться в причинах такого поведения, не скорректировать затруднения адаптации, – это может привести к срыву адаптации и нарушению психического здоровья. 

Основные причины нарушения (срыва) адаптации:

  • неадекватность требований педагога;
  • стресс ограничения времени;
  • перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные и физические);
  • несоответствие программ, методик, технологий возрастным и индивидуальным возможностям;
  • нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий;
  • нарушения психического и физического здоровья;
  • психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиям процесса обучения.

 Возраст начала систематического обучения. Адаптация 6-летних детей к школе длится дольше – у них наблюдаются повышенное напряжение всех систем организма, более низкая и неустойчивая работоспособность.

Год, отделяющий 6-летнего ребенка от 7-летнего, очень важен для физического, функционального и психического развития. По мнению психологов, именно в это время формируются многие психологические новообразования: механизмы регуляции поведения, ориентация на социальные нормы и требования, самооценка и т. п. Интенсивно созревает кора головного мозга, развиваются все познавательные функции (прежде всего, организации и произвольной регуляции деятельности). Вот почему многие исследователи считают более оптимальным для поступления в школу возраст не 6 (до 1 сентября), а 6,5–7 лет.

Состояние здоровья ребенка – один из основных факторов, влияющих не только на длительность и успешность адаптации к школе, но и на весь процесс дальнейшего обучения. Легче всего адаптируются здоровые дети, намного тяжелее – часто болеющие дети и дети с хроническими заболеваниями в компенсированном состоянии. У большей части из них в начале школьного обучения отмечается ухудшение состояния здоровья, сопровождающееся возникновением нервно-психических отклонений.

Готовность к обучению и состояние здоровья ребенка – те факторы, которые невозможно быстро изменить. Однако можно существенно облегчить адаптацию к школе всех детей, особенно "неготовых" и ослабленных, и это во многом зависит от учителя и родителей. Для этого необходимо, чтобы режим и условия организации учебных занятий, учебная и внеучебная нагрузка, методы преподавания, содержание и насыщенность учебных программ соответствовали возрастным возможностям детей.

Причины и проявления дезадаптации первоклассников

 Выделим причины и проявления дезадаптации (нарушения или срывы адаптации).

Можно подразумевать под дезадаптацией только выраженные проблемы, не позволяющие ребенку учиться. Но мы склонны считать дезадаптацией возникновение любых трудностей (ухудшение физического и психического здоровья, проблемы социально-психологической адаптации, трудности обучения письму, чтению, счету и т. п.), поскольку адаптация – системный процесс, и одна проблема обычно влечет за собой новые. Порой они незаметны или просто учителя и родители не умеют их видеть.

Наиболее типичные проявления дезадаптации:

1. Неврозоподобные расстройства:

  • нарушение сна;
  • нарушение аппетита;
  • неадекватные реакции;
  • жалобы на усталость, головную боль, тошноту и т. п.;
  • страхи, навязчивые движения (подергивание век, мышц лица, шеи, покашливание, обкусывание ногтей и т. п.);
  • нарушение темпа речи (запинки).

2. Неврозы, невротические расстройства (энурез, заикание, неврозы навязчивых состояний и т. п.).

3. Астенические состояния (снижение массы тела, бледность, синяки под глазами, неустойчивая, очень низкая работоспособность, повышенная утомляемость и т. п.).

4. Снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость).

5. Снижение учебной мотивации.

6. Снижение самооценки, повышенная тревожность, эмоциональное напряжение.

Любой фактор риска (а особенно сочетание факторов) в социальном, личностном, психофизиологическом развитии ребенка при неблагоприятных условиях обучения или неадекватных требованиях учителя и воспитателей может привести к нарушению адаптации (т. е. дезадаптации). Нужно помнить об этом и прилагать все усилия, чтобы адаптация первоклассника к обучению прошла успешно.

Советы родителям

    • Поддерживайте становление ребенка учеником. Если вы будете заинтересованы в его делах, показывая серьезное отношение к достижениям, это поможет первокласснику обрести уверенность, которая поможет быстрее привыкнуть к новым условиям.
    • Составьте распорядка дня, которому необходимо следовать вместе.
    • Объясните ребенку правила и нормы, которым нужно следовать в учебном заведении, помогите осознать важность их соблюдения.
    • Поддерживайте ребенка во всех трудностях, с которыми он столкнется в школе. Дайте ему осознать, что каждый может ошибаться, но это не значит, что нужно сдаваться.
    • Не игнорируйте проблемы, которые возникают в начале школьной жизни. Например, если у первоклассника проблемы с речью, начните посещать логопеда.
    • Если поведение ребенка дает вам повод для беспокойства, поговорите об этом с учителем или психологом. Профессиональные рекомендации родителям первоклассников в период адаптации помогут легче пережить непростой этап.
    • Помните, что похвала — это стимул к новым победам. Старайтесь в любой работе находить повод для похвалы.
    • С началом школьной жизни, у первоклассника появляется новый авторитет — учитель. Уважайте мнение ребенка о нем, не допускайте при нем никакой критики школы или учителя.
    • Несмотря на то, что учеба полностью меняет ритм жизни, сделайте так, чтобы у ребенка оставалось время для игр и отдыха. Правильная организация времени поможет больше успеть.
    • Никогда ни с кем не сравнивайте своего ребёнка — это приведет либо к повышенной гордости, либо к зависти и падению самооценки. Сравнивать можно только новые успехи вашего ребенка с его прежними достижениями.
    • И помните, что детские проблемы не проще взрослых. Конфликт с учителем или сверстником по эмоциональному напряжению и последствиям может оказаться более тяжелым, чем конфликт взрослого члена семьи с начальством на работе.
    • Успех адаптации в школе во многом зависит от родителей, а учителя и психологи вам обязательно помогут.
свернуть

Тема 2. Режим дня школьника.

Режим школьника

Новая социальная ситуация, в которую попадает ребенок шести лет, требует от него больших физических и психических сил. В связи с этим родители должны обеспечить множество условий для благоприятного привыкания ребенка к учебной деятельности.

Режим дня

Одним из важных условий успешной адаптации первоклассника к обучению в школе, сохранения здоровья является соблюдение им режима дня. Ребенок должен знать, сколько времени ему отводится для отдыха, подготовки к школе, прогулок на свежем воздухе, игры. Очень важна регулярность приема пищи дома и в школе, а также время отхода ко сну. Согласитесь, сегодня дети большое количество времени проводят у телевизора или компьютера. Многие родители на такую ситуацию даже не обращают внимания. Однако в младшем школьном возрасте такое попустительство со стороны родителей преступно! Вы должны сразу же обсудить с ребенком время просмотра телепередач, игр на компьютере. Объясните ребенку, что ему можно, а чего нельзя. Для этого используйте весомые аргументы, а не крики, запугивания или наказания, тем более телесные. Ребенок должен понять: для всего есть свое время, свой распорядок. Тогда ему легче будет понять, принять и выполнять ваши требования. Ознакомьтесь с приблизительным распорядком дня первоклассника. Естественно, вы должны помнить, что во всем должна быть мера. Не следует соблюдать режим дня до минуты. Но основные его пункты ребенок должен стремиться соблюдать неукоснительно. 

 

Режим дня первоклассника (советуем повесить ярко оформленный распорядок дня в комнате вашего первоклассника):

7.00 подъем

7.00-7.30 зарядка, умывание, одевание

7.30-8.00 завтрак, гигиена полости рта

8.00-8.20 дорога в школу

8.30-13.00 обучения в школе (10.00-10.30 - второй завтрак)

13.00-13.30 дорога из школы домой

13.30-14.00 обед, гигиена полости рта

14.00-15.30 отдых, сон (можно вместо прогулки на свежем воздухе)

15.30-16.00 подготовка к школе

16.00-16.30 полдник

16.30-18.30 прогулка на свежем воздухе

18.30-19.00 свободное время

19.00-19.30 ужин

19.30-20.00 свободное время, чтение книг

20.00-20.30 подготовка ко сну, водные процедуры

21.00 сон

 

Режим питания

 

Рациональное питание - питание, которое обеспечивает полноценное развитие и рост, способствует сохранению и укреплению здоровья.

 

1. Питание должно быть разнообразным, чтобы обеспечить поступление в организм всех необходимых веществ: белков, жиров, углеводов, витаминов, микро и макроэлементов.

 

2. Продукты должны быть качественно приготовленными, не содержать вредных веществ, быть максимально натуральными. Лучше воздержаться от частого использования в пищу полуфабрикатов.

 

3. Необходимо стараться употреблять в пищу больше овощей и фруктов, пить соки, молоко.

 

4. В рационе младшего школьника обязательно должны быть такие продукты, как мясо, рыба, каши.

 

5. Старайтесь меньше употреблять жареную, печеную, острую, жирную, соленую пищу.

 

6. Меньше используйте соусы, острые приправы, искусственные пищевые ароматические добавки, красители.

 

7. Не злоупотребляйте сладостями.

  

И еще несколько слов о питании вашего первоклассника. Режим питания шестилетнего ребенка должен включать: 

 

• 4-5-разовое питание;

• прием пищи через каждые 3,5-4 часа;

• суточная потребность первоклассника в пище составляет 2400-2500 ккал.

• объем питание должно распределяться следующим образом: первый завтрак 15-20% от всего дневного рациона, второй завтрак (в школе) - 10%, обед - 35-40%, полдник - 10-15%, ужин - 20-25%;

• режим приема пищи может быть таким: завтрак 7.30-8.00; второй завтрак 10.00-10.30; обед 13.30-14.00; полдник 16.00-16.30; ужин 18.30-19.00.

 

Если вас интересуют проблемы питания вашего ребенка, лучшую консультацию по этому вопросу вы можете получить у врача-педиатра или врача-диетолога.

 

Режим двигательной активности

 

То, что ребенку младшего школьного возраста необходима достаточная физическая активность, известно каждому взрослому. В первом классе у ребенка активно формируется грубая моторика, различные комплексы сложных движений. Кроме того, достаточная физическая активность влияет и на здоровье ребенка, его успешное овладение школьной программы. Для обеспечения потребности первоклассника в достаточной физической нагрузке необходимо приучать ребенка к ежедневным утренним физическим разминкам. В школе во время уроков также необходимо проводить физкультурные паузы, способствующие снятию напряжения, усталости, позволяют организму восстановить свои физические и умственные способности.

 

Не менее важным для ребенка является посещение различных спортивных секций (плавание, спортивная или художественная гимнастика, различные виды единоборств, танцы и многое другое). Главное, чтобы родители понимали, что посещение спортивных секций имеет целью общее физическое развитие ребенка, а не достижения им «олимпийских» результатов! Физическая активность ребенка реализуется и во время его прогулок на свежем воздухе. Поощряйте детей играть во дворе, стадионе в подвижные игры, стимулируйте их потребность в движениях. А если вы, уважаемые родители, вместе со своим ребенком вспомните детство и согласитесь стать партнерами в играх, это принесет не только радость всей вашей семьи, но и будет хорошей основой для сохранения и укрепления вашего собственного здоровья.

 

Главное - не лениться, не «прятаться» за домашними делами и заботами. Выделить время для семейной игры можно всегда!

свернуть
поделиться в: