Синдром жестокого обращения с детьми
Основные виды жестокого обращения с детьми:
Физическое насилие - это преднамеренное нанесение ребенку физических повреждений или травм родителями, либо лицами, их заменяющими, или другими взрослыми, в результате чего у ребенка возникают нарушения физического и/или психического здоровья и развития, либо наступает летальный исход.
Эмоциональное (психическое) насилие — ребенок испытывает постоянную нехватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собственного достоинства и уверенности в себе. К нему предъявляют чрезмерные требования, не соответствующие его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить. Ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, потеря доверия ребенка. Отвержение со стороны родителей и, как следствие, нарушение эмоционального развития.
Пренебрежительное отношение - ребенок из-за недобросовестного выполнения родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей, испытывает острую или хроническую нужду в питании, одежде, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития.
Сексуальное насилие - использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для изготовления порнографической продукции, а также демонстрация им порнографической продукции. Вовлечение детей в занятия проституцией.
Коммерческая сексуальная эксплуатация детей (КСЭД) - это сексуальное насилие или эксплуатация взрослым человеком ребенка и оплата за это деньгами или натурой ребенку или третьему лицу. Ребенок рассматривается как предмет секса и предмет торговли. КСЭД приравнивается к принудительному труду и современной формой рабства. КСЭД включает в себя все формы проституции, порнографии и торговли детьми с целью сексуальной эксплуатации. Другие формы сексуальной эксплуатации включают детский сексуальный туризм и ранние браки.
Детская проституция - означает использование ребенка в деятельности сексуального характера за вознаграждение или любую иную форму возмещения.
Детская порнография - это все виды изображения ребенка, включая образцы на видео, в фильмах, в компьютерных программах или печатных изданиях, сконцентрированные на половом акте или на гениталиях детей с намерением удовлетворения сексуальных потребностей. Искусственное создание порнографических картинок, используя компьютерные программы, также является порнографией.
Торговля детьми (траффикинг) - означает любой акт или сделку, по средствам которых ребенок передается любым лицом или группе лиц за вознаграждение или иное возмещение.
Материалы, предоставлены общественным объединением «Дети - не для насилия».
Ребенка, ставшего жертвой физического насилия, можно узнать по имеющимся на теле ребенка различным физическим признакам:
- необъяснимо возникшие кровоподтеки;
- шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами;
- следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной плети);
- след от укуса на коже;
- на голове участки кожи без волос;
-необъяснимые следы от ожогов (от кончика сигареты, от зажигалки, утюга и т.д.);
- необъяснимые переломы костей, вывихи, раны;
На то, что ребенок является жертвой физического насилия, указывают особенности поведения ребенка:
- реакция страха при приближении родителя к ребенку;
- общее избегание физического контакта;
- застывший, испуганный взгляд (наблюдается и у грудного ребенка, ставшего жертвой физического насилия);
- появление страха перед уходом из школы (детского сада) домой; - побег из дома.
По каким внешним признакам можно решить, что ребенок является жертвой эмоционального насилия? Эмоциональное насилие над ребенком можно предположить в том случае, если родитель постоянно:
- предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми ребенок не в состоянии справиться;
- сурово наказывает ребенка;
- чрезвычайно критичен по отношению к ребенку и обвиняет его;
- злится и устрашающе ведет себя.
Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе некоторых физических и поведенческих особенностей ребенка:
- ребенок эмоционально невосприимчив, равнодушен;
- он грустен, депрессивен или у него выраженная депрессия;
- сосет пальцы, монотонно раскачивается;
- замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;
- «приклеивается к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
- имеются нарушения сна, ночные приступы страха;
- он не проявляет интереса е играм;
- ночное и/или дневное недержание мочи;
- психосоматические жалобы: головная боль, боль в животе, колет в области сердца и т.д.
- замедленно физическое и общее развитие ребенка.
Социальное насилие
Чаще всего под социальным насилием понимается умышленное применение человеком или социальной группой различных форм принуждения в отношении к конкретному лицу или социальной группе с целью достижения какой-либо цели. Это самое общее определение и под него сложно подвести конкретные формы социального насилия, существующие в обществе в настоящее время. Насилие в нашей жизни сегодня настолько распространено, что мы перестаем считать его отклонением. Оно становится нормой: от хамства в транспорте до избиения отцом-алкоголиком собственного ребенка. В средствах массовой информации представлен широкий спектр сюжетов с насильственной тематикой.
В разное историческое время доминировали те или иные составляющие социального насилия, в зависимости от уровня гуманности, на котором находилось наше общество.
Проблема жестокого обращения с детьми стоит достаточно остро во всем мире, характерно для всех социально-экономических слоев, всех культур и всех стран.
В нашей республике отсутствует официальная статистика о детях, страдающих от насилия. Однако специалисты утверждают, что почти все проблемы, с которыми сталкиваются дети и подростки, так или иначе связаны с насилием, совершенным по отношению к ним.
Жестокое обращение не только наносит вред физическому и психическому здоровью детей, но и имеет тяжелые социальные последствия, главное из которых - воспроизводство самой жестокости.
Причины распространения насилия в отношении детей
Физическое, эмоциональное, психологическое насилие стало нормой жизни практически во всех семьях, независимо от социального статуса, образования или доходов родителей. 68% мужчин и 55% женщин не видят ничего плохого в методах так называемой репрессивной педагогики - то есть в побоях. Почему же вполне нормальные люди выбирают такую ненормальную форму воспитания своих детей? Ведь большинство родителей, безусловно, любят своих детей и желают им добра. Специалисты по семейной педагогике дают такое объяснение. У взрослых сформирован «устойчивый феномен»: они понимают воспитание, как некие насильственные действия - крики, угрозы, побои. Почему так: Да потому, что самих взрослых в свое время «воспитывали» таким же образом. И, создав свою семью, они воспроизводят в ней знакомую модель отношений с детьми.
Физические наказания являются обычным способом воспитания у 58,5% опрошенных родителей, к 68,6% в детстве применяли физическое насилие. И только 2% респондентов в детстве не наказывали. 18,1% родителей предпочитают накричать на ребенка.
Самым распространенным и опасным видом насилия является насилие в семье, так как семья призвана быть для человека местом защиты и опоры от всех житейских невзгод. Насилие в семье - применение различных форм принуждения членов семьи по отношению к своим детям либо к одному из членов этой же семьи. Термин «насилие в семье» означает ненормальное жестокое обращение одного человека в отношении другого, состоящего с ним в близких отношениях. Объектом домашнего насилия могут быть любые члены семьи. Выделяют три типа семейного насилия: со стороны родителей по отношению к детям; со стороны одного супруга по отношению к другому; со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.
Проблема насилия в семье долгое время была табуированной областью и до настоящего времени существует реальное сопротивление социума обращению к этой проблеме. Статистические данные относительно распространенности насилия, по мнению авторитетных экспертов (И.С.Кон и др.), не заслуживает доверия как явно заниженные.
Последствия насилия над детьми
Последствия перенесенного насилия у детей бывают ближайшими и отдаленными.
Различают три основные стадии их развития:
- Сразу после травмы, особенно, если она носила характер грубого насилия и нападения, у ребенка развивается первичная реакция в виде болезненных физических и эмоциональных проявлений – ПТСР: эмоциональные реакции, когнитивные расстройства, расстройства сна, расстройства памяти (амнезии).
Реакция ребенка на акт насилия отличается от реакции на случайные травмы. Дети часто получают различные повреждения во время игры или в результате несчастного случая, которые причиняют им боль, вызывают душевные переживания, особенно, если дети попадают в больницу и разлучаются с близкими. Когда раны подживают, ребенок быстро забывает о полученной травме благодаря поддержке и сочувствию близких для него людей.
При насилии, совершенном отцом, матерью или другим близким человеком, душевная травма, в отличие от физической, долго не проходит, так как ее нанес человек, от которого ребенок ждет защиты и помощи. Ребенок чувствует, что по отношению к нему совершено предательства. Будучи зависимым от взрослых, он не в силах что-либо изменить, поэтому к боли от предательства присоединяется ощущение беспомощности.
- Стадия адаптации, в процессе которой у ребенка вырабатываются навыки, помогающие ему справиться с происходящим. Он выбирает такие приемы, такие формы поведения, которые, как считает ребенок, помогают ему обеспечить безопасность и уменьшить физическую и душевную боль, то есть формирует психологическую защиту.
Наиболее распространенным является вытеснение и забывание. Ребенок старается не думать о том, что причинило или причиняет ему страдания.
- Отдаленные последствия. Большое значение для развития отдаленных последствий оказывает отсутствие поддержки со стороны, профессиональной (психологической, медицинской, юридической) помощи. На этом этапе формируются стойкие поведенческие и личностные нарушения, которые затрудняют социальную адаптацию не только в детском возрасте, но и во взрослой жизни:
- неспособность добиться успеха;
- комплекс неполноценности (превосходства);
- усвоение стигмы;
- усвоение насилия как формы решения проблем;
Таким образом, при отсутствии психологической коррекции отдаленные последствия перенесенного в детстве насилия могут сохраняться долгие годы и становятся одной из причин преступности и воспроизводства жестокого обращения с детьми в обществе.
Насилие в школе
С сожалением приходится констатировать, что практика современной массовой школы может быть охарактеризована как педагогика насилия. И если мы сегодня говорим о защите прав ребенка, то именно школа является тем местом, где из дня в день эти права нарушаются самым серьезным образом.
Невротизация школьников за годы обучения возрастает примерно в 10 раз. Ведущим мотивом у 58% школьников является страх: опасение получить плохую оценку, оказаться несостоятельным в глазах более успешных товарищей в классе, страх перед родителями, учителями. Именно страх служит причиной развития у школьников многочисленных неврозов.
При обострении межличностных противоречий, непослушании детей, нарушении школьного режима многие учителя не видят иного выхода, кроме применения насилия и разных видов наказаний.
Все многообразие воспитательных технологий, к которым прибегает учитель, можно разделить на две группы - насилие и ненасилие. Первая группа нацелена на внешнее воздействие, жесткое структурирование поведения ребенка, на подавление свободы. Вторая - на мобилизацию его природных сил и способностей, на развитие личностных потенций к саморегуляции, формирование внутренней мотивации.
Жертвой школьного насилия может стать любой ребенок, но чаще всего для этого выбирают ребенка или слабее себя, или как-то отличающегося от других учеников.
Наиболее вероятные условия для получения статуса «белой вороны» или жертвы:
- наличие увечья (дети, носящие очки; с пониженным слухом; с затрудненными движениями);
- особенности поведения (импульсивность или замкнутость);
- особенности внешности (вес тела; положение ушей; веснушки и т.д.);
- недостаточные социальные навыки (нет защиты от вербального и физического насилия);
- страх перед школой (отрицательное отношение к ней; проблемы с родителями; плохие оценки);
- болезнь;
- низкий интеллект и трудности в учебе (плохая успеваемость; низкая самооценка).
Социально-педагогическая работа по профилактике насилия над детьми.
Если специалист подозревает (либо уверен), что ребенок подвергается насилию, он должен вмешаться в кризисную ситуацию. Процесс вмешательства в кризисные ситуации не является терапией или оказанием психологической помощи. Это - оказание первой помощи.
В качестве методов можно использовать следующие шаги эффективного вмешательства в кризисную ситуацию, связанную с насилием:
- Сбор информации из различных источников о случившемся для выяснения характера перенесенного насилия, обстоятельств совершения насилия, личности подозреваемого, реакции ребенка на случившееся.
- Необходимо получить сведения о семье ребенка, включая информацию об отношениях родителей между собой, отношениях с родственниками и детско-родительских отношениях
- Определить природу проблемы.
- Выяснить, что уже было сделано для решения данной проблемы самим ребенком.
- Обсудить возможности выбора поведения.
- Продумать вместе с ребенком все возможные варианты решения данной проблемы, включая те, что требуют вмешательства посторонних людей.
- Разработать конкретный план действий.
- Продумать последствия выработанного плана.
Далее следует индивидуальная работа с ребенком, подвергшимся насилию
Посттравматическая интервенция в кризисную ситуацию ребенка — жертвы насилия:
- сбор информации для подтверждения факта насилия и установления его виновника;
- исключение возможности оказания на ребенка давления, как со стороны;
- создание оптимальных психологических комфортных условий для работы с ребенком, пострадавшим от насилия.
- информирование, выслушивание, элементы внушения и убеждения, различные формы эмоциональной и психологической поддержки.
- до начала беседы следует составить ее план, в котором должны быть указаны наиболее важные вопросы, требующие уточнения.
- следует задавать только те вопросы, которые соответствуют уровню развития ребенка, то есть быть им понятыми с учетом уровня интеллектуального развития.
- оптимальная продолжительность беседы для дошкольников не должна превышать 30 минут.
- при планировании беседы необходимо учитывать так называемую готовность ребенка к признанию. По этому фактору дети делятся на четыре группы:
1) дети, готовые подробно рассказать о случившемся одному или нескольким людям;
2) дети, которые могут сделать лишь частичное признание — они либо преуменьшают либо скрывают информацию о насилии;
3) дети, которые психологически не готовы к признанию, так как факт их насилия был открыт без их воли и участия;
4) дети, в отношении которых факт насилия только подозревается, причем сами они по разным причинам не хотят рассказывать о случившемся.
К основным мотивам отказа детей от сообщения информации о факте перенесенного насилия можно отнести: недоверие к взрослым, ожидание новых неприятностей с их стороны; чувство стыда, опасение того, что окружающие станут к ним хуже относиться; страх или привязанность к насильнику; опасение огорчить родителя, не совершающего насилия, страх возможности развода родителей и т. д.