Советы педагога-психолога для педагогов

Синдром жестокого обращения с детьми

Синдром жестокого обращения с детьми

 

Основные виды жестокого обращения с детьми:

Физическое насилие - это преднамеренное нанесение ребенку физических по­вреждений или травм родителями, либо лицами, их заменяющими, или другими взрослыми, в результате чего у ребенка возникают нарушения физического и/или психического здоровья и развития, либо наступает летальный исход.

Эмоциональное (психическое) насилие ребенок испытывает постоянную не­хватку внимания и любви, угрозы и насмешки, что приводит к потере чувства собст­венного достоинства и уверенности в себе. К нему предъявляют чрезмерные требова­ния, не соответствующие его возрасту, которые ребенок не в состоянии выполнить. Ложь и невыполнение обещаний со стороны взрослых, потеря доверия ребенка. От­вержение со стороны родителей и, как следствие, нарушение эмоционального разви­тия.

Пренебрежительное отношение - ребенок из-за недобросовестного выполне­ния родителями или лицами, их заменяющими, своих обязанностей, испытывает ост­рую или хроническую нужду в питании, одежде, жилище, гигиене, безопасности, любви и заботе, медицинской помощи, образовании и других условиях, необходимых для его физического, интеллектуального и эмоционального развития.

Сексуальное насилие - использование детей для удовлетворения сексуальных потребностей взрослых. Применение угроз, силы, хитрости для изготовления порно­графической продукции, а также демонстрация им порнографической продукции. Во­влечение детей в занятия проституцией.

Коммерческая сексуальная эксплуатация детей (КСЭД) - это сексуальное на­силие или эксплуатация взрослым человеком ребенка и оплата за это деньгами или натурой ребенку или третьему лицу. Ребенок рассматривается как предмет секса и предмет торговли. КСЭД приравнивается к принудительному труду и современной формой рабства. КСЭД включает в себя все формы проституции, порнографии и тор­говли детьми с целью сексуальной эксплуатации. Другие формы сексуальной экс­плуатации включают детский сексуальный туризм и ранние браки.

Детская проституция - означает использование ребенка в деятельности сексу­ального характера за вознаграждение или любую иную форму возмещения.

Детская порнография - это все виды изображения ребенка, включая образцы на видео, в фильмах, в компьютерных программах или печатных изданиях, сконцентри­рованные на половом акте или на гениталиях детей с намерением удовлетворения сексуальных потребностей. Искусственное создание порнографических картинок, ис­пользуя компьютерные программы, также является порнографией.

Торговля детьми (траффикинг) - означает любой акт или сделку, по средствам которых ребенок передается любым лицом или группе лиц за вознаграждение или иное возмещение.

Материалы, предоставлены общественным объединением «Дети - не для наси­лия».

 

Ребенка, ставшего жертвой физического насилия, можно узнать по имеющимся на теле ребенка различным физическим признакам:

- необъяснимо возникшие кровоподтеки;

- шрамы, следы связывания, следы ногтей, следы от сжатия пальцами;

- следы от ударов предметами (ремнем, палкой, следы от веревочной пле­ти);

- след от укуса на коже;

- на голове участки кожи без волос;

-необъяснимые следы от ожогов (от кончика сигареты, от зажигалки, утюга и т.д.);

- необъяснимые переломы костей, вывихи, раны;

На то, что ребенок является жертвой физического насилия, указывают особенно­сти поведения ребенка:

- реакция страха при приближении родителя к ребенку;

- общее избегание физического контакта;

- застывший,  испуганный  взгляд (наблюдается  и у грудного ребенка, ставшего жертвой физического насилия);

- появление страха перед уходом из школы (детского сада) домой; - побег из дома.

         По каким внешним признакам можно решить, что ребенок является жертвой эмоционального насилия? Эмоциональное насилие над ребенком можно предполо­жить в том случае, если родитель постоянно:

  • предъявляет к ребенку завышенные требования, с которыми ребе­нок не в состоянии справиться;
  • сурово наказывает ребенка;
  • чрезвычайно критичен по отношению к ребенку и обвиняет его;
  • злится и устрашающе ведет себя.

Наличие эмоционального насилия можно предполагать и на основе некоторых физических и поведенческих особенностей ребенка:

- ребенок эмоционально невосприимчив, равнодушен;

- он грустен, депрессивен или у него выраженная депрессия;

- сосет пальцы, монотонно раскачивается;

- замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;

- «приклеивается к любому взрослому в поисках внимания и тепла;

- имеются нарушения сна, ночные приступы страха;

- он не проявляет интереса е играм;

- ночное и/или дневное недержание мочи;

- психосоматические жалобы: головная боль, боль в животе, колет в области сердца и т.д.

- замедленно физическое и общее развитие ребенка.

Социальное насилие

           Чаще всего под социальным насилием понимается умышленное применение человеком или социальной группой различных форм принуждения в отношении к конкретному лицу или социальной группе с целью достижения какой-либо цели. Это самое общее определение и под него сложно подвести конкретные формы социального насилия, существующие в обществе в настоящее время. Насилие в нашей жизни сегодня настолько распространено, что мы перестаем  считать его отклонением. Оно становится нормой: от хамства в транспорте до избиения отцом-алкоголиком собственного ребенка. В средствах массовой информации представлен широкий спектр сюжетов с насильственной тематикой.

          В разное историческое время доминировали те или иные составляющие социального насилия, в зависимости от уровня гуманности, на котором находилось наше общество.

Проблема жестокого обращения с детьми  стоит достаточно остро во всем мире, характерно для всех социально-экономических слоев, всех культур и всех стран.

          В нашей республике отсутствует официальная статистика о детях, страдающих от насилия. Однако специалисты утверждают, что почти все проблемы, с которыми сталкиваются дети и подростки, так или иначе связаны с насилием, совершенным по отношению к ним.

Жестокое обращение не только наносит вред физическому и психическому здо­ровью детей, но и имеет тяжелые социальные последствия, главное из которых - вос­производство самой жестокости.

Причины распространения насилия в отношении детей

          Физическое, эмоциональное, психологиче­ское насилие стало нормой жизни практически во всех семьях, независимо от со­циального статуса, образования или доходов родителей. 68% мужчин и 55% женщин не видят ничего плохого в методах так называемой репрессивной педагогики - то есть в побоях. Почему же вполне нормальные люди выбирают такую ненормальную форму воспитания своих детей? Ведь большинство родителей, безусловно, любят своих детей и желают им добра. Специалисты по семейной педагогике дают такое объясне­ние. У взрослых сформирован «устойчивый феномен»: они понимают воспитание, как некие насильственные действия - крики, угрозы, побои. Почему так: Да потому, что самих взрослых в свое время «воспитывали» таким же образом. И, создав свою се­мью, они воспроизводят в ней знакомую модель отношений с детьми.

Физические наказания являются обычным способом воспитания у 58,5% опро­шенных родителей, к 68,6% в детстве применяли физическое насилие. И только 2% респондентов в детстве не наказывали. 18,1% родителей предпочитают накричать на ребенка.

        Самым распространенным и опасным видом насилия является насилие в семье, так как семья призвана быть для человека местом защиты и опоры от всех житейских невзгод. Насилие в семье - применение различных форм принуждения членов семьи по отношению к своим детям либо к одному из членов этой же семьи. Термин «насилие в семье» означает ненормальное жестокое обращение одного человека в отношении другого, состоящего с ним в близких отношениях. Объектом домашнего насилия могут быть любые члены семьи. Выделяют три типа семейного насилия: со стороны родителей по отношению к детям; со стороны одного супруга по отношению к другому; со стороны детей и внуков по отношению к престарелым родственникам.

Проблема насилия в семье долгое время была табуированной областью и до настоящего времени существует реальное сопротивление социума обращению к этой проблеме. Статистические данные относительно распространенности насилия, по мнению авторитетных экспертов (И.С.Кон и др.), не заслуживает доверия как явно заниженные.

 

Последствия насилия над детьми

Последствия перенесенного насилия у детей бывают ближайшими и отдален­ными.

 

Различают три основные стадии их развития:

 

  1. Сразу после травмы, особенно, если она носила характер грубого насилия и нападения, у ребенка развивается первичная реакция в виде бо­лезненных физических и эмоциональных проявлений – ПТСР: эмоциональные реакции, когнитивные расстройства, расстройства сна, расстройства памяти (амнезии).

Реакция ребенка на акт насилия отличается от реакции на случайные травмы. Дети часто получают различные повреждения во время игры или в результате несча­стного случая, которые причиняют им боль, вызывают душевные переживания, осо­бенно, если дети попадают в больницу и разлучаются с близкими. Когда раны поджи­вают, ребенок быстро забывает о полученной травме благодаря поддержке и сочувст­вию близких для него людей.

При насилии, совершенном отцом, матерью или другим близким человеком, ду­шевная травма, в отличие от физической, долго не проходит, так как ее нанес человек, от которого ребенок ждет защиты и помощи. Ребенок чувствует, что по отношению к нему совершено предательства. Будучи зависимым от взрослых, он не в силах что-либо изменить, поэтому к боли от предательства присоединяется ощущение беспо­мощности.

  1. Стадия адаптации, в процессе которой у ребенка вырабаты­ваются навыки, помогающие ему справиться с происходящим. Он выби­рает такие приемы, такие формы поведения, которые, как считает ребенок, помогают ему обеспечить безопасность и уменьшить физическую и ду­шевную боль, то есть формирует психологическую защиту.

      Наиболее распространенным является вытеснение и забывание. Ребенок старает­ся не думать о том, что причинило или причиняет ему страдания.

  1. Отдаленные последствия. Большое значение для развития отдаленных последствий оказывает отсутствие поддержки со стороны, профессиональной (психологической, медицин­ской, юридической) помощи. На этом этапе формируются стойкие пове­денческие и личностные нарушения, которые затрудняют социальную адаптацию не только в детском возрасте, но и во взрослой жизни:

- неспособность добиться успеха;

  • комплекс неполноценности (превосходства);
  • усвоение стигмы;
  • усвоение насилия как формы решения проблем;

Таким образом, при отсутствии психологической коррекции отдаленные послед­ствия перенесенного в детстве насилия могут сохраняться долгие годы и становятся одной из причин преступности и воспроизводства жестокого обращения с детьми в обществе.

 

Насилие в школе

              С сожалением приходится констатировать, что практика современной массовой школы может быть охарактеризована как педагогика насилия. И если мы сегодня говорим о защите прав ребенка, то именно школа является тем местом, где из дня в день эти права нарушаются самым серьезным образом.

Невротизация школьников за годы обу­чения  возрастает примерно в 10 раз. Ведущим мотивом у 58% школьников является страх: опасение получить плохую оценку, оказаться несостоятельным в глазах более успешных товарищей в классе, страх перед родителями, учителями. Именно страх служит причиной развития у школьников многочисленных неврозов.

При обострении межличностных противоречий, непослушании детей, наруше­нии школьного режима многие учителя не видят иного выхода, кроме применения на­силия и разных видов наказаний.

Все многообразие воспитательных технологий, к которым прибегает учитель, можно разделить на две группы - насилие и ненасилие. Первая группа нацелена на внешнее воздействие, жесткое структурирование поведения ребенка, на подавление свободы. Вторая - на мобилизацию его природных сил и способно­стей, на развитие личностных потенций к саморегуляции, формирование внутренней мотивации.

Жертвой школьного насилия может стать любой ребенок, но чаще всего для это­го выбирают ребенка или слабее себя, или как-то отличающегося от других учеников.

Наиболее вероятные условия для получения статуса «белой вороны» или жерт­вы:

  • наличие увечья (дети, носящие очки; с пониженным слухом; с затрудненными движениями);
  • особенности поведения (импульсивность или замкнутость);
  • особенности внешности (вес тела; положение ушей; веснушки и т.д.);
  • недостаточные социальные навыки (нет защиты от вербального и физического насилия);
  • страх перед школой (отрицательное отношение к ней; проблемы с родителями; плохие оценки);
  • болезнь;
  • низкий интеллект и трудности в учебе (плохая успеваемость; низ­кая самооценка).

 

Социально-педагогическая работа по профилактике насилия над детьми.

Если специалист подозревает (либо уверен), что ребенок подвергается насилию, он должен вмешаться в кризисную си­туацию. Процесс вмешательства в кризисные ситуации не является терапией или оказанием психологической помощи. Это - оказание первой помощи.

В качестве методов можно использовать следующие шаги эффективного вмешательства в кризисную ситуацию, связанную с насилием:

  1. Сбор информации из раз­личных источников о случившемся для выяснения характера перене­сенного насилия, обстоятельств совершения насилия, личности подо­зреваемого, реакции ребенка на случившееся.
  2. Необходимо получить сведения о семье ребенка, включая инфор­мацию об отношениях родителей между собой, отношениях с родствен­никами и детско-родительских отношениях
  3. Определить природу проблемы.
  4. Выяснить, что уже было сделано для решения данной проблемы самим ребенком.
  5. Обсудить возможности выбора поведения.
  6. Продумать вместе с ребенком все возможные варианты решения данной проблемы, включая те, что требуют вмешательства посторонних людей.
  7. Разработать конкретный план действий.
  8. Продумать последствия выработанного плана.

 

        Далее следует индивидуальная работа с ребенком, подвергшимся насилию

Посттравматическая интервенция в кризисную ситуацию ребенка — жертвы насилия:

  • сбор информации для подтверждения факта насилия и установ­ления его виновника;
  • исключение воз­можности оказания на ребенка давления, как со стороны;
  • создание оптимальных психологических комфорт­ных условий для работы с ребенком, пострадавшим от на­силия.
  • информирова­ние, выслушивание, элементы внушения и убеждения, различные фор­мы эмоциональной и психологической поддержки.
  • до начала беседы следует составить ее план, в кото­ром должны быть указаны наиболее важные вопросы, требующие уточ­нения.
  • следует задавать только те вопросы, которые соответствуют уровню развития ребенка, то есть быть им понятыми с учетом уровня интеллектуального развития.
  • оптимальная продолжитель­ность беседы для дошкольников не должна превышать 30 минут.
  • при планировании беседы необходимо учитывать так называемую готовность ребенка к признанию. По этому фактору дети делятся на четыре группы:

1)  дети, готовые подробно рассказать о случившемся одному или нескольким людям;

2)  дети, которые могут сделать лишь частичное признание — они либо преуменьшают либо скрывают информацию о насилии;

3)  дети, которые психологически не готовы к признанию, так как факт их насилия был открыт без их воли и участия;

4)  дети, в отношении которых факт насилия только подозревается, причем сами они по разным причинам не хотят рассказывать о случившемся.

К основным мотивам отказа детей от сообщения информации о факте перенесенного насилия можно отнести: недоверие к взрослым, ожида­ние новых неприятностей с их стороны; чувство стыда, опасение того, что окружающие станут к ним хуже относиться; страх или привязан­ность к насильнику; опасение огорчить родителя, не совершающего насилия, страх возможности развода родителей и т. д.

 

свернуть

Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми

  1. При  опросе  слабоуспевающим  школьникам  даётся примерный  план  ответа,  разрешается  пользоваться  планом,  составленным  дома,  больше  времени  готовиться  к  ответу  у доски,  делать предварительные  записи,  пользоваться  наглядными  пособиями. 
  1. Ученикам  задаются  наводящие  вопросы,  помогающие  последовательно  излагать материал. 
  1. При  опросе  создаются  специальные  ситуации  успеха. 
  1. Периодически  проверяется  усвоение  материала  по  темам  уроков,  на  которых ученик  отсутствовал. 
  1. В ходе  опроса  и  при  анализе  его  результатов  обеспечивается  атмосфера благожелательности. 

В  процессе изучения  нового  материала  внимание слабоуспевающих  концентрируется  на  наиболее  важных  и  сложных  разделах изучаемой  темы,  учитель  должен  чаще  обращаться  к  ним  с  вопросами  на  понимание,  привлекать  их  в  качестве  помощников,  стимулировать  вопросы  учеников  при  затруднении  в  освоении  нового  материала. 

     В  ходе самостоятельной  работы  слабоуспевающим  даются упражнения,  направленные  на  устранение  ошибок,  допускаемых ими  при  ответах  или  в  письменных  работах:  отмечаются  положительные  моменты  в  их  работе  для стимулирования  новых  усилий,  отмечаются  типичные  затруднения  в  работе  и  указываются  способы  их  устранения,  оказывается  помощь  с  одновременным  развитием  самостоятельности. 

     При  организации домашней  работы  для  слабоуспевающих  школьников  подбираются  задания по  осознанию  и исправлению  ошибок:  проводится  подробный  инструктаж  о  порядке  выполнения  домашнего  задания,  при необходимости  предлагаются  карточки  консультации,  даются задания  по повторению  материала,  который  потребуется  для  изучения  нового.  Объём  домашних  заданий  рассчитывается  так,  чтобы  не  допустить  перегрузки  школьников.

 

свернуть

Рекомендации по работе с застенчивыми детьми

Рекомендации по работе с застенчивыми детьми

 

Помните, что  этим  детям  свойственны  страхи  тревожные  опасения,  боязнь нового,  незнакомого,  низкая  адаптивность.  В  школьном возрасте—ипохондрия  за  своё  здоровье  и  здоровье  родных.  Появляется  навязчивость  и  чрезмерная  мнительность.  Им важно,  как  они  выглядят  в  глазах  других  в  неудобных,  стыдливых  ситуациях;  они  испытывают  тяжелейший  стресс,  который долго переживают.  Они  склонны к  суицидам. 

         Застенчивые  дети  очень  внушаемы,  поэтому: 

  1. Не  ставьте  их  в  позицию  неопределённости,  неизвестности. 
  1. Не  включайтесь  в  игру  их  болезней,  давайте  им  работу,  когда  они  здоровы. 
  1. Включайте  их  в  общественные  посильные  дела. 
  1. Хвалите   их  за  самостоятельность. 
  1. Стимулируйте  их  личную  ответственность. 
  1. Не  создавайте  напряжения  во  взаимоотношениях,  не  угрожайте. Отношения  с  застенчивым  ребёнком  должны  быть  ровные, открытые.  Он  должен  понимать  Ваши  эмоции  и  чувства  к  нему.  Негативизм  относите  к  его  поступку,  а  не  к  личности.  Вы  должны  успокоить  ребёнка. 
  1. Если  уровень  притязаний  ребёнка  завышен,  то  помогите   найти  адекватный. 
  1. Будьте  осторожны  с  передачей  стрессовой  информации .  Не  допускайте,  чтобы  ребёнок  выбегал  из  класса—это  опасно.  Сразу  же  следуйте  за  ним.  Даже  когда он  расстроен,  не  выводите его  из  класса.  Освободите на  время  его  от  работы—дайте ему  время  успокоиться. 
  1. Позволяйте  иногда  отвечать  ему  с  места  или  письменно.

Как  правило,  эти  дети  из  семей  с  высокой  моральной  ответственностью.  И  для этих  детей самое  страшное—ошибиться  или  подвести  кого-либо.  Задача  учителя  научить  детей  спокойно  относиться  к  ошибкам,  иметь  желание  их  исправить,  находя  при  этом  разные  варианты  решения  проблемы.

свернуть

Рекомендации по работе с агрессивными детьми

  1. Агрессивные  дети  часто  бывают  вооружены.
  1. Никогда  не  оскорбляйте  их,  в диалоге  не  используйте  жаргонные  и  бранные  слова—это  не  даст им права  оскорблять  Вас  и  не демонстрировать  в  поведении  всё,  на  что они  способны.
  1. Ведите  общение  на  равных,  но  не  впадайте  в зависимость  от  них.  Лучше  несколько  дистанцироваться  от  них.
  1. Не боритесь  с  ними  в  открытую,  т.к.  это  усугубит  отношения.  Следует учитывать  их  особенности  и  бурные  реакции.
  1. Останавливайте  их  спокойно,  с  невозмутимым  лицом,  действуйте  при  минимуме  слов.
  1. Обсуждайте  их  поведение только  после  их  успокоения.
  1. Не  отвергайте  их,  т.к.  они  очень  мстительны.
  1. Выясните,  как  возникает  агрессивное  поведение  и каково  возможное  решение.
  1. Наделите  агрессивного  ребёнка  какой-либо  ответственностью  в  школе.
  1. Учитывайте,  что  перед  сильными  у  агрессивного ребёнка  появляются в  поведении элементы  раболепия,  а  перед  слабыми  агрессии.
  1. Не  угрожайте  и  не  шантажируйте  агрессивного  ребёнка,  т.к.  в  какой-то  момент это  перестаёт  действовать  и  Вы  будете  неубедительны  и бессильны.
  1. Воинственность  ребёнка  можно  успокоить  своим  спокойствием.
  1. Не  разряжайте  своё  плохое  настроение  на  таких  детях.

Найдите  повод  похвалить  их,  особенно  спустя  некоторое время  после  наказания—дети  убедятся,  что  претензии  были  не  лично  к  ним,  а  к их  поступкам.

 

свернуть