В помощь ученику
КАК ГОТОВИТЬ ЗАДАНИЕ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ
- Рассмотри внимательно обложку и титульный лист книги.
- Прочти фамилию автора, название книги, издательство.
- Прочти предисловие или вступление.
- Ежедневно по главам читай книгу, внимательно рассматривай иллюстрации, оставляй закладки среди страниц, которые бы ты хотел прочесть своим товарищам.
- Кратко перескажи содержание прочитанной книги в домашнем кругу.
- Запиши о прочитанной книге в читательский дневник, указав автора, заглавие и краткое содержание книги.
- Красочно оформи карточку-отзыв, указав на лицевой ее стороне фамилию и инициалы автора, серию книги, ее заглавие, фамилию художника-иллюстратора, название издательства, количество страниц. На обратной стороне напиши, почему ты советуешь прочесть ее своим товарищам.
КАК НАЙТИ НУЖНУЮ КНИГУ В БИБЛИОТЕКЕ
- Посмотри в алфавитном каталоге или спроси у работника библиотеки, есть ли эта книга в библиотеке.
- Посмотри, какие в данной библиотеке имеются тематические полки, к какому разделу можно отнести нужную тебе книгу.
- Найди в алфавитном указателе букву, с которой начинается фамилия автора нужной тебе книги. Найди книги данного автора. Найди среди них нужную тебе книгу.
КАК НАДО ЧИТАТЬ КНИГУ
- Читай медленно, не спеши.
- При чтении внимательно рассматривай иллюстрации.
- Дочитай книгу до конца, ничего не пропускай.
- Если тебе встретится непонятное слово, поищи объяснение в конце страницы (в подстрочных приложениях) или в словаре.
- Помни, что даже одно непонятное слово может привести к неправильному пониманию прочитанного.
- После прочтения книги обдумай ее содержание. Если тебе что-то непонятно, перечитай отдельные части еще раз, обсуди прочитанное с родителями или друзьями.
КАК ЧИТАТЬ ГАЗЕТУ ИЛИ ЖУРНАЛ
- Читай газету или журнал каждый день. Из них ты узнаешь о важных событиях, происходящих в нашей республике и за рубежом.
- Перед чтением газеты или журнала просмотри заглавие всех статей. Это поможет тебе выбрать самый важный и интересный материал.
- Читай каждую статью, внимательно продумай то, что в ней самое главное. Чему новому она учит?
- Обращай внимание на непонятные слова, обязательно наведи справку о них в словаре.
- При чтении газеты или журнала пользуйся картой. Найди на ней те места, о которых рассказывается в статьях.
- Делись с товарищами своим мнением о прочитанной газете или журнале.
ЧТЕНИЕ РАССКАЗА
- Внимательно прочти в дневнике задание на дом.
- Громко прочти весь рассказ. Обращай внимание на правильное произношение слов. Разбери непонятные слова, выражения. Понижай голос в конце предложения. Делай паузы. Внимательно прочти еще раз рассказ. Старайся усвоить его содержание.
- Перескажи рассказ по плану. Обдумай заранее, как ты изложишь главные части. Чем закончишь рассказ? Какие выводы сделаешь по прочитанному?
- Подумай, какая мысль в рассказе главная?
- Что нового ты узнал из рассказа?
- Какие мысли и чувства вызвал у тебя рассказ?
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАССКАЗА
- Прочти весь рассказ. Наметь его части. Отметь начало и конец карандашом. Как ты выделял части?
- Прочти первую часть, выдели в ней главное, подчеркни его карандашом, озаглавь эту часть.
- Таким же образом поработай и над другими частями, озаглавь их. Запиши план. Прочти. Подумай, отражает ли он главное, не упущено ли основное.
- Проверь, не повторяются ли заголовки и помогут ли они тебе вспомнить рассказ.
СОСТАВЛЕНИЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА
- Составь план рассказа. По первому пункту плана и первой части рассказа выдели 2-3 предложения, которые не являются главными, а лишь дополняют основную мысль. Прочти текст без этих предложений.
- То же самое сделай и с другими частями.
- Глядя на план, перескажи рассказ кратко.
- Проверь, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, не упуская главного.
СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ КАРТИНЫ ПО ТЕКСТУ
- Прочти рассказ или одну законченную часть.
- Определи количество картин.
- Подумай, о чем каждая картина.
- Подчеркни в предложении слова, помогающие представить первую картину, вторую и т.д.
- Представь картину мысленно.
- «Нарисуй» картину словами.
КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
- Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
- Приготовь все необходимое для заданий: тетради, учебники, карандаши, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе.
- Начинай делать уроки с наиболее трудного для тебя предмета.
- Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки вовремя.
- Выполняй задание четко, аккуратно.
- Приготовь задание по одному предмету. Книгу, тетради и все необходимое по этому предмету сразу уложи в портфель. Сделай перерыв на несколько минут.
- Выполняй все задания, еще раз проверь по дневнику, все ли ты взял на завтра, по всем ли предметам.
КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ
РАБОТА С ЗАГОЛОВКОМ
- Внимательно прочти заголовок и сформулируй для себя, о чем пойдет речь в тексте.
- Вспомни все, что ты уже знаешь на эту тему.
- Поставь вопросы, на которые, по твоему мнению, в тексте будут даны ответы. После этого приступай к чтению текста.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
- Обращай внимание на непонятное в тексте.
- Выпиши непонятные слова.
- Посмотри в словарик или обратись с вопросом к тому, кто тебе поможет.
ДИАЛОГ С АВТОРОМ
- Какой вопрос задает тебе автор произведения?
- Как он сам на него отвечает?
ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО
- Старайся отделить главное от второстепенного.
- По ходу чтения составляй устный или письменный план.
- Составляй схему, таблицу, подбирай опорные слова.
- Делай выписки. На протяжении работы старайся представить себе то, о чем читаешь.
- Перескажи текст по плану. Проверь себя.
РАБОТА С ВОПРОСАМИ В КОНЦЕ ТЕКСТА
- Прочти вопросы.
- Ответ найди в тексте, отметь карандашом.
- Закрой книгу и ответь на все вопросы не вслух, а про себя.
РАБОТА НАД ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.
СТИХОТВОРЕНИЕ.
- Как называется стихотворение? Кто его автор?
- Прочти стихотворение. О чем оно?
- Какие чувства автора выражены в нем?
- Какими словами автору удалось выразить свои чувства? Какие из них тебе особенно нравятся?
- Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
- Приготовься передать выразительным чтением авторские чувства: выдели логические ударения, расставь логические паузы, определи интонацию чтения. Поупражняйся в выразительном чтении.
РАССКАЗ
- Как называется рассказ? Кто его автор?
- Прочти рассказ. Какие действия происходят в нем и когда?
- Назови действующие лица. Что ты о них узнал? Что случилось с героями? Какие поступки они совершили и как себя вели? Объясни поступки и поведение героев. Кто из действующих лих понравился и чем именно?
- О чем ты думал, читая рассказ?
БАСНИ
- Как называется басня? Кто ее автор?
- Прочти басню. Какие события в ней описываются?
- Кто действует в басне?
- Какими показаны герои в басне? Прочти, как описывает их автор.
- Что осуждается в басне? Какова ее мораль?
- Прочти, как автор относится к действующим лицам и событиям, описанным в басне.
- Что должен понять читатель из этой басни?
- Подготовься к выразительному чтению басни и чтению по ролям.
СТАТЬЯ
- Запомни, как называется статья и кто ее автор.
- Прочти статью. Какие слова и выражения тебе непонятны? Выясни их значение.
- О ком или о чем эта статья?
- О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
- Раздели статью на части. Выдели главное в каждой части. Озаглавь части. Составь план.
- Какова главная мысль всей статьи? Найди в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.
- Что нового ты узнал из прочитанного?
МАТЕМАТИКА
Алгоритм работы над задачей
- Прочти текст задачи по частям.
- Составь графическую схему.
- Составь выражение.
- Найди результат.
- Проверь решение и запиши ответ.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Как готовить домашнее задание
- Обязательно проведи работу над ошибками, которые ты допустил при выполнении предыдущего письменного домашнего задания. Используй памятку по работе над ошибками.
- Повтори правило, которое ты забыл.
- Повтори заданное правило.
- Придумай свои примеры, запиши их. Проверь, правильно ли ты записал слова, применяя это правило.
- Внимательно прочти задание к упражнению.
- Подумай, что будешь выполнять сначала, а что потом.
- Внимательно прочти все упражнение.
- Устно выполни задание к нему.
- Аккуратно выполни упражнение письменно.
- Внимательно проверь свою работу.
Алгоритм работы над орфограммой
(решение орфографической задачи )
- Увидеть орфограмму в слове.
- Определить, проверяемая она или нет. И если да, то к какой грамматико- орфографической теме она относится, вспомнить правило.
- Определить способ решения данной задачи в зависимости от вида орфограммы.
- Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи.
- Решить задачу, т.е. выполнить последовательность действий по намеченному алгоритму.
- Написать слово и осуществить самопроверку.
СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ
- Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же!
- Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя!
- Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!
- Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового!
- Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его!