В помощь ученику

КАК ГОТОВИТЬ ЗАДАНИЕ ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ

  • Рассмотри внимательно обложку и титульный лист книги.
  • Прочти фамилию автора, название книги, издательство.
  • Прочти предисловие или вступление.
  • Ежедневно по главам читай книгу, внимательно рассматривай иллюстрации, оставляй закладки среди страниц, которые бы ты хотел прочесть своим товарищам.
  • Кратко перескажи содержание прочитанной книги в домашнем кругу.
  • Запиши о прочитанной книге в читательский дневник, указав автора, заглавие и краткое содержание книги.
  • Красочно оформи карточку-отзыв, указав на лицевой ее стороне фамилию и инициалы автора, серию книги, ее заглавие, фамилию художника-иллюстратора, название издательства, количество страниц. На обратной стороне напиши, почему ты советуешь прочесть ее своим товарищам.

КАК НАЙТИ НУЖНУЮ КНИГУ В БИБЛИОТЕКЕ

  • Посмотри в алфавитном каталоге или спроси у работника библиотеки, есть ли эта книга в библиотеке.
  • Посмотри, какие в данной библиотеке имеются тематические полки, к какому разделу можно отнести нужную тебе книгу.
  • Найди в алфавитном указателе букву, с которой начинается фамилия автора нужной тебе книги. Найди книги данного автора. Найди среди них нужную тебе книгу.

КАК НАДО ЧИТАТЬ КНИГУ

  • Читай медленно, не спеши.
  • При чтении внимательно рассматривай иллюстрации.
  • Дочитай книгу до конца, ничего не пропускай.
  • Если тебе встретится непонятное слово, поищи объяснение в конце страницы (в подстрочных приложениях) или в словаре.
  • Помни, что даже одно непонятное слово может привести к неправильному пониманию прочитанного.
  • После прочтения книги обдумай ее содержание. Если тебе что-то непонятно, перечитай отдельные части еще раз, обсуди прочитанное с родителями или друзьями.

КАК ЧИТАТЬ ГАЗЕТУ ИЛИ ЖУРНАЛ

  • Читай газету или журнал каждый день. Из них ты узнаешь о важных событиях, происходящих в нашей республике и за рубежом.
  • Перед чтением газеты или журнала просмотри заглавие всех статей. Это поможет тебе выбрать самый важный и интересный материал.
  • Читай каждую статью, внимательно продумай то, что в ней самое главное. Чему новому она учит?
  • Обращай внимание на непонятные слова, обязательно наведи справку о них в словаре.
  • При чтении газеты или журнала пользуйся картой. Найди на ней те места, о которых рассказывается в статьях.
  • Делись с товарищами своим мнением о прочитанной газете или журнале.

ЧТЕНИЕ РАССКАЗА

  • Внимательно прочти в дневнике задание на дом.
  • Громко прочти весь рассказ. Обращай внимание на правильное произношение слов. Разбери непонятные слова, выражения. Понижай голос в конце предложения. Делай паузы. Внимательно прочти еще раз рассказ. Старайся усвоить его содержание.
  • Перескажи рассказ по плану. Обдумай заранее, как ты изложишь главные части. Чем закончишь рассказ? Какие выводы сделаешь по прочитанному?
  • Подумай, какая мысль в рассказе главная?
  • Что нового ты узнал из рассказа?
  • Какие мысли и чувства вызвал у тебя рассказ?

СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА РАССКАЗА

  • Прочти весь рассказ. Наметь его части. Отметь начало и конец карандашом. Как ты выделял части?
  • Прочти первую часть, выдели в ней главное, подчеркни его карандашом, озаглавь эту часть.
  • Таким же образом поработай и над другими частями, озаглавь их. Запиши план. Прочти. Подумай, отражает ли он главное, не упущено ли основное.
  • Проверь, не повторяются ли заголовки и помогут ли они тебе вспомнить рассказ.

СОСТАВЛЕНИЕ КРАТКОГО ПЕРЕСКАЗА

  • Составь план рассказа. По первому пункту плана и первой части рассказа выдели 2-3 предложения, которые не являются главными, а лишь дополняют основную мысль. Прочти текст без этих предложений.
  • То же самое сделай и с другими частями.
  • Глядя на план, перескажи рассказ кратко.
  • Проверь, нельзя ли пересказать рассказ еще короче, не упуская главного.

СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ КАРТИНЫ ПО ТЕКСТУ

  • Прочти рассказ или одну законченную часть.
  • Определи количество картин.
  • Подумай, о чем каждая картина.
  • Подчеркни в предложении слова, помогающие представить первую картину, вторую и т.д.
  • Представь картину мысленно.
  • «Нарисуй» картину словами.

КАК ГОТОВИТЬ ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  • Выполняй домашнее задание в одно и то же время.
  • Приготовь все необходимое для заданий: тетради, учебники, карандаши, линейку. Правильно расположи их на рабочем столе.
  • Начинай делать уроки с наиболее трудного для тебя предмета.
  • Сосредоточься, не отвлекайся. Ты должен успеть сделать уроки вовремя.
  • Выполняй задание четко, аккуратно.
  • Приготовь задание по одному предмету. Книгу, тетради и все необходимое по этому предмету сразу уложи в портфель. Сделай перерыв на несколько минут.
  • Выполняй все задания, еще раз проверь по дневнику, все ли ты взял на завтра, по всем ли предметам.

КАК РАБОТАТЬ С УЧЕБНИКОМ

РАБОТА С ЗАГОЛОВКОМ

  • Внимательно прочти заголовок и сформулируй для себя, о чем пойдет речь в тексте.
  • Вспомни все, что ты уже знаешь на эту тему.
  • Поставь вопросы, на которые, по твоему мнению, в тексте будут даны ответы. После этого приступай к чтению текста.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

  • Обращай внимание на непонятное в тексте.
  • Выпиши непонятные слова.
  • Посмотри в словарик или обратись с вопросом к тому, кто тебе поможет.

ДИАЛОГ С АВТОРОМ

  • Какой вопрос задает тебе автор произведения?
  • Как он сам на него отвечает?

ВЫДЕЛЕНИЕ ГЛАВНОГО

  • Старайся отделить главное от второстепенного.
  • По ходу чтения составляй устный или письменный план.
  • Составляй схему, таблицу, подбирай опорные слова.
  • Делай выписки. На протяжении работы старайся представить себе то, о чем читаешь.
  • Перескажи текст по плану. Проверь себя.

РАБОТА С ВОПРОСАМИ В КОНЦЕ ТЕКСТА

  • Прочти вопросы.
  • Ответ найди в тексте, отметь карандашом.
  • Закрой книгу и ответь на все вопросы не вслух, а про себя.

РАБОТА НАД ЛИТЕРАТУРНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.

СТИХОТВОРЕНИЕ.

  • Как называется стихотворение? Кто его автор?
  • Прочти стихотворение. О чем оно?
  • Какие чувства автора выражены в нем?
  • Какими словами автору удалось выразить свои чувства? Какие из них тебе особенно нравятся?
  • Какие картины можно нарисовать к этому стихотворению?
  • Приготовься передать выразительным чтением авторские чувства: выдели логические ударения, расставь логические паузы, определи интонацию чтения. Поупражняйся в выразительном чтении.

РАССКАЗ

  • Как называется рассказ? Кто его автор?
  • Прочти рассказ. Какие действия происходят в нем и когда?
  • Назови действующие лица. Что ты о них узнал? Что случилось с героями? Какие поступки они совершили и как себя вели? Объясни поступки и поведение героев. Кто из действующих лих понравился и чем именно?
  • О чем ты думал, читая рассказ?

БАСНИ

  • Как называется басня? Кто ее автор?
  • Прочти басню. Какие события в ней описываются?
  • Кто действует в басне?
  • Какими показаны герои в басне? Прочти, как описывает их автор.
  • Что осуждается в басне? Какова ее мораль?
  • Прочти, как автор относится к действующим лицам и событиям, описанным в басне.
  • Что должен понять читатель из этой басни?
  • Подготовься к выразительному чтению басни и чтению по ролям.

СТАТЬЯ

  • Запомни, как называется статья и кто ее автор.
  • Прочти статью. Какие слова и выражения тебе непонятны? Выясни их значение.
  • О ком или о чем эта статья?
  • О каких явлениях природы или событиях рассказывается в статье?
  • Раздели статью на части. Выдели главное в каждой части. Озаглавь части. Составь план.
  • Какова главная мысль всей статьи? Найди в тексте отрывок или предложение, где автор говорит о самом главном.
  • Что нового ты узнал из прочитанного?

МАТЕМАТИКА

Алгоритм работы над задачей

  • Прочти текст задачи по частям.
  • Составь графическую схему.
  • Составь выражение.
  • Найди результат.
  • Проверь решение и запиши ответ.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Как готовить домашнее задание

  • Обязательно проведи работу над ошибками, которые ты допустил при выполнении предыдущего письменного домашнего задания. Используй памятку по работе над ошибками.
  • Повтори правило, которое ты забыл.
  • Повтори заданное правило.
  • Придумай свои примеры, запиши их. Проверь, правильно ли ты записал слова, применяя это правило.
  • Внимательно прочти задание к упражнению.
  • Подумай, что будешь выполнять сначала, а что потом.
  • Внимательно прочти все упражнение.
  • Устно выполни задание к нему.
  • Аккуратно выполни упражнение письменно.
  • Внимательно проверь свою работу.

Алгоритм работы над орфограммой

(решение орфографической задачи )

  • Увидеть орфограмму в слове.
  • Определить, проверяемая она или нет. И если да, то к какой грамматико- орфографической теме она относится, вспомнить правило.
  • Определить способ решения данной задачи в зависимости от вида орфограммы.
  • Определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения задачи.
  • Решить задачу, т.е. выполнить последовательность действий по намеченному алгоритму.
  • Написать слово и осуществить самопроверку.

СЕКРЕТЫ ОБЩЕНИЯ

  • Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе так же!
  • Будь внимателен к тем, кто тебя окружает, и люди будут уважать тебя!
  • Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!
  • Умей внимательно слушать другого, и ты сможешь узнать много нового!
  • Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его!
поделиться в: