ЧТЕНИЕ – это окошко, через которое дети
видят и познают мир и самих себя.
В. Сухомлинский.
Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.
Развивайте воображение вашего ребенка на материале книги. Побуждайте его угадывать развитие событий, освещенных в книге, представлять мысленно героев, продолжать написанное, прогнозировать, вдумываться в многозначность слова.
Обращайте внимание детей на высказывания выдающихся людей о чтении. Не упускайте фактов, подтверждающих роль чтения в жизни тех, кто авторитетен для школьника: спортсменов, актеров, телезвезд. Поднимайте престиж книги и чтения в сознании ребенка.
Если ваш ребенок делает лишь первые шаги в мир чтения, радуйтесь каждому прочитанному им слову как победе. Не привлекайте его внимания к ошибкам в чтении. Делайте это незаметно. Берите для первых чтений только подходящие книги – яркие, с крупным шрифтом, где много картинок и сюжет, за которым интересно следить.
Побуждайте своих детей читать программную литературу до изучения ее в школе. Используйте для этого летнее время. Включайтесь в ее чтение вместе с ребенком, найдите в этом удовольствие. Глядя на вас, и ребенок получит радость. Последующее изучение произведения в классе ляжет на эмоционально подготовленную почву и нейтрализует негативное отношение к нему.
Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как Вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для них.
Разговаривайте о прочитанном так, чтобы ребенок чувствовал себя умным и понятливым. Чаще хвалите его за сообразительность и старанье. Не уязвляйте его самолюбие, если даже он что-то не понял не так, как вам бы хотелось. Поддерживайте его уверенность в своих силах. Вспоминая позже детство, он непременно вспомнит часы совместного с вами чтения и задушевной беседы, и это согреет его сердце.
Поощряйте ребенка в посещении библиотеки и ее мероприятий. Берите его с собой, когда сами идете в библиотеку. Учите пользоваться ее фондами и справочным аппаратом.
- Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей.
- Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения.
- Вспомните, сколько раз Вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда Вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные?
- В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устроить её, но, не обсуждая все подробности с ребёнком.
- Следите, чтобы Ваш ребёнок вовремя ложился спать. Не выспавшийся ребёнок на уроке—грустное зрелище.
- Пусть ребёнок видит, что Вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
- Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время Вы проводите за книгами, а не только у телевизора.
- Учите ребёнка выражать мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает Вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи.
- Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку приятно, если его школа станет частью Вашей жизни.
- В школе Ваш ребёнок может столкнуться с очень критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.
Учителя просят родителей не давать детям в школу мобильные телефоны, ведь это мешает учебному процессу, особенно если звонки раздаются прямо во время уроков или ребенок отвлекается на телефонные игры. Однако мамам и папам всегда хочется «держать руку на пульсе»: все ли у чада хорошо? Выход есть: младшим школьникам можно приобрести дешевую модель телефона, чтобы на нее не позарились воришки или было не жалко, если «звонилка» упадет.
Кстати: Экраны планшетов и мониторов по умолчанию обычно настроены слишком ярко: за несколько часов работы глаза могут устать, покраснеть, возможно появление дискомфорта и даже проблем с фокусировкой. Чтобы этого избежать, нужно выставить небольшую яркость (7 — 15%) и большой контраст (60 — 70%). Кроме того, расстояние от глаз до экрана должно составлять около 60 см, а его верхняя точка — находиться приблизительно на их уровне. Каждые полчаса ребенку нужно делать пятиминутный перерыв.
- Дети должны видеть, как Вы сами читаете с удовольствием.
- По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории.
- Поощряйте дружбу ребенка с детьми, которые читают.
- Показывайте, что вы цените чтение: покупайте книги, дарите их.
- Чаще спрашивайте мнение детей о книгах, которые они читают.
- Поощряйте чтение любых материалов – пусть дети больше читают.
- Дома повесьте список, где будет отражен прогресс ребенка в чтении.
- В доме должна быть детская библиотека.
- Выделите дома специальное место для чтения.
- Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их им.
Собирайте книги на темы, которые вдохновят детей еще почитать об этом (книги о животных, о войне и т. д.).
- Детям лучше читать короткие рассказы.
- Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по которой поставлен фильм.
- Поощряйте чтение детей вслух, чтобы развить их навык и уверенность в себе.