Аттестация

 

Аттестация педагогических работников – это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения.

Основными принципами аттестации педагогических работников являются коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок.

Аттестация проводится по инициативе педагогического работника или по инициативе руководителя организации системы образования.

По инициативе педагогического работника проводится аттестация на присвоение квалификационной категории.

По инициативе руководителя организации системы образования проводится аттестация на подтверждение квалификационной категории.

Аттестация на подтверждение квалификационной категории является для педагогического работника обязательной.

Обязательная аттестация на подтверждение квалификационной категории проводится в отношении педагогического работника, который имеет высшую квалификационную категорию, квалификационную категорию «учитель-методист».

Обязательная аттестация на подтверждение второй (первой) квалификационной категории может проводиться по инициативе руководителя организации системы образования, индивидуальных предпринимателей, которым в соответствии с законодательством разрешено осуществлять образовательную деятельность (далее – ИП), в отношении педагогического работника, который снизил уровень своей работы и деятельность которого не соответствует установленным требованиям, или педагогического работника, который имеет перерыв в работе на педагогических должностях более двух лет. Такой аттестации не подлежат беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до пяти лет.

 (По материалам ИНСТРУКЦИИ о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования))

КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ КАТЕГОРИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ. 

2 КАТЕГОРИЯ

1. Профессиональный уровень учителя

1.1.         Знание теоретических и практических основ предмета: отвечает общим требования по преподаваемому курсу, имеет разносторонние знания своего предмета и смежных дисциплин.

1.2.  Знание современных достижений в методике обучения: следит за специальной и методической литературой, работает по готовым методикам и программам обучения, умеет самостоятельно разрабатывать методику преподавания.

1.3. Умение анализировать свою деятельность: видит свои недостатки, пробелы и просчеты в работе, но при этом не всегда способен установить причины, их порождающие. Может добиваться изменений в лучшую сторону на основе самоанализа, однако улучшения распространяются лишь на некоторые участки работы.

1.4. Знание и применение современных педагогических концепций и технологий: знает современные и зарубежные технологии обучения, владеет набором вариативных методик и педагогических технологий и применяет в соответствии с имеющимися условиями.

1.5.Знание возрастной психологии учащихся: ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и воспитания, но не всегда использует их в своей деятельности.

2. Результативность профессиональной деятельности

2.1.Владение способами индивидуализации обучения: учитывает индивидуальные особенности их развития, осуществляет индивидуальный подход с учетом темпа развития учащихся, их склонностей, интересов и состояния здоровья.

2.2.Умение активизировать познавательную деятельность учащихся:создает условия, формирующие мотивы учебной деятельности, умеет увлечь учащихся преподаваемым предметом, варьирует разнообразные формы и методы работы, стремится к формированию у учащихся навыков рациональной организации труда

2.3.Уровень обученности учащихся: обеспечивает устойчивую положительную динамику результатов, тщательно изучает критерии оценивания, использует эти знания на практике. Учащиеся демонстрируют стабильные знания основ изучаемого предмета.

3. Коммуникативная культура: стремится к профессиональным контактам с различными участниками образовательного процесса, владеет известными в педагогике приемами убеждения, неукоснительно соблюдает педагогическую этику общения, координирует свои действия с коллегами, учащимися и их родителями, обладает педагогическим тактом, знает элементарные требования к культуре речи, создает благоприятный климат в коллективе.

 

1 КАТЕГОРИЯ

  1. Профессиональный уровень учителя

1. Профессиональный уровень учителя

1.1.         Знание теоретических и практических основ предмета: отвечает общим требования по преподаваемому курсу, имеет разносторонние знания своего предмета и смежных дисциплин.

1.2.         Знание современных достижений в методике обучения: владеет методиками анализа учебно-методической работы по предмету; в учебной работе варьирует различные методики и программы, внося в них необходимые коррективы.

1.3. Умение анализировать свою деятельность: исправляет допущенные ошибки и усиливает позитивные моменты в своей работе, находя при этом эффективные решения. Осознает необходимость систематической работы над собой и активно включается в те виды деятельности, которые способствуют формированию необходимых качеств.

1.4. Знание и применение современных педагогических концепций и технологий: демонстрирует на практике высокий уровень владения современными методиками; владеет одной из современных технологий развивающего обучения; творчески применяет технологии и программы.

1.5. Знание возрастной психологии учащихся: свободно ориентируется в современных психолого-педагогических концепциях обучения и воспитания, использует их как основу в своей педагогической деятельности.

2. Результативность профессиональной деятельности

2.1.Владение способами индивидуализации обучения: умело использует элементарные средства диагностики и коррекции индивидуальных способностей учащихся при реализации дифференцированного подхода. Создает условия для развития талантов, умственных и физических способностей учащихся.

2.2.Умение активизировать познавательную деятельность учащихся:обеспечивает успешное формирование системы знаний на основе самоуправления учащихся процессом своего обучения. Умеет интересно преподавать учебный материал, активизировать учащихся, пробудив у них интерес к особенностям самого предмета; умело варьирует формы и методы обучения. Достаточно прочные знания учащихся сочетаются с их высокой познавательной активностью и сформированными навыками.

2.3.Уровень обученности учащихся: учащиеся демонстрируют хорошие, близко к максимально соответствующим их возможностям знания теоретических и практических основ предмета; показывают стабильно высокие результаты в ходе тестовых испытаний, контрольных проверок, экзаменов.

3. Коммуникативная культура: постоянно стремится к расширению круга профессионального общения, проявляет инициативу в общении; способен принять решения в трудной ситуации. Настойчив в деятельности, которая его привлекает. Обладает адаптивным стилем поведения и педагогического общения. Общение с детьми строит на основе доверия и уважения. Умеет ясно и логично выражать мысли, демонстрирует богатый словарный запас, хорошую дикцию.

 

ВЫСШАЯ КАТЕГОРИЯ

  1. Профессиональный уровень учителя

1.1.         Знание теоретических и практических основ предмета: отвечает общим требования по преподаваемому курсу, имеет разносторонние знания своего предмета и смежных дисциплин, значительно превышающие объем программы.

1.2.         Знание современных достижений в методике обучения: владеет методиками анализа научно-исследовательской, экспериментальной работы; использует в работе собственные оригинальные методики и программы.

1.3. Умение анализировать свою деятельность: стремится и умеет видеть свою деятельность со стороны, объективно и беспристрастно оценивает и анализирует ее, выделяет сильные и слабые стороны. Сознательно намечает цель, задачи и содержание программы самосовершенствования.

1.4. Знание и применение современных педагогических концепций и технологий: разрабатывает новые педагогические технологии или ведет работу по их апробации, участвует в исследовательской, экспериментальной деятельности.

1.5. Знание возрастной психологии учащихся: использует различные формы психолого-педагогической диагностики и научно-обоснованного прогнозирования. Способен предвидеть развитие и принять решение в нестандартных ситуациях.

2. Результативность профессиональной деятельности

2.1.Владение способами индивидуализации обучения: способствует, поиску, отбору и творческому развитию особо одаренных учащихся. Умеет держать в поле зрения всех учащихся класса независимо от уровня их подготовленности по предмету. Работает по индивидуальным учебным планам с одаренными и наименее подготовленными учащимися.

2.2.Умение активизировать познавательную деятельность учащихся:обеспечивает вовлечение каждого учащегося в процесс активного учения. Стимулирует внутреннюю (мыслительную) активность, поисковую деятельность учащихся. Умеет ясно и четко преподавать учебный материал. Интерес к изучаемому предмету у учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.

2.3.Уровень обученности учащихся: целеустремленно и профессионально формирует у учащихся умения и навыки рациональной организации учебного труда. Учащиеся максимально или почти максимально реализуют свои интеллектуальные и физические возможности, постоянно демонстрируют глубокие знания предмета, показывают стабильно высокие результаты в различных конкурсах, являясь победителями и призерами (за последние 3 года). Большинство из них дополнительно занимаются предметом

3. Коммуникативная культура: испытывает потребность в коммуникативной и организаторской деятельности и активно стремится к ней, быстро ориентируется в трудных ситуациях; непринужденно ведет себя в новом коллективе, инициативен, отстаивает свое мнение и стремится, чтобы оно было принято коллегами. В совершенстве владеет своей речью и профессиональной терминологией.

АЛГОРИТМ составления отчета педагогической деятельности на 2 квалификационную категорию

 

Ф.И.О., должность, название учреждения образования_______________ 

1.Общие данные об аттестуемом

Образование_____________________________________________________

Педагогический стаж ______________________________________________

Стаж работы в данном учреждении __________________________________

Стаж работы в данной должности___________________________________

Наличие квалификационной категории по данной должности_____________ 

2. Основные цели и задачи педагогической деятельности (в соответствии с должностными обязанностями, с учетом условий педагогической деятельности). 

3. Степень решения педагогических целей и задач. Анализ результатов педагогической деятельности: - вывод о том, как в целом решены поставленные цели и задачи, факты, цифры, подтверждающие этот вывод (можно представить в форме графиков, таблиц, диаграмм и т.д.); что делалось для достижения поставленных целей и решения задач, что и как повлияло на их решение (степень влияния различных действий и средств: формы, методы работы, материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение); целесообразность проводимой педагогической работы; факторы, которые обусловили достигнутые результаты; Обоснованность корректировки деятельности; эффективность использованных педагогических средств, их влияние на результаты; - недостатки в организации работы, их причины; - неиспользованные возможности и педагогические средства, резервы для дальнейшего совершенствования работы; - перспективы дальнейшей педагогической деятельности. 

4. Профессиональный рост педагога: 4.1. Повышение квалификации за последние три года

4.2. Участие в работе конференций, семинаров

4.3. Участие в работе методических объединений

4.4. Работа над темой самообразования (год, название темы, результаты работы)

4.5. Участие в профессиональных конкурсах

5. Другие информационные и аналитические данные, свидетельствующие о результативности деятельности педагога.

  ТРЕБОВАНИЯ К ТВОРЧЕСКОМУ ОТЧЕТУ

на первую квалификационную категорию Творческий отчет должен включать:

- доклад аттестуемого, раскрывающий один из аспектов педагогической деятельности в соответствии с заявленной темой, проблемой и отражающий общий уровень квалификации и профессионализма педагога (обоснованность актуальности и практической значимости опыта для повышения качества учебно-воспитательного процесса);

- демонстрацию учебно-методического комплекса, наглядно отражающую систему работы, научное обоснование опыта;

-описание сущности опыта, анализ теоретических и методических находок аттестуемого, организация, содержание, формы, приемы, методы педагогической деятельности;

- полученные результаты, условия применения, обнаруженные трудности;

- длительность апробации опыта.

- показ (видеопоказ, моделирование) фрагментов уроков, индивидуальных (групповых) занятий, внеклассных мероприятий;

- демонстрация таблиц, графиков, свидетельствующих о результатах деятельности;

- предъявление всевозможного наглядного, дидактического видео, фотоматериалов, созданного педагогом;

- организация методической выставки.

 

Структура выступления учителя (10-20 минут)

  1. Объявление темы работы.
  2. Рассказ об условиях возникновения и становления опыта.
  3. Обоснование актуальности и перспектив развития опыта. Выявление недостатков и противоречий в образовательном процессе, которые учитель стремится устранить.
  4. Формулирование целей и задач работы.
  5. Обоснование теоретической базы опыта, принципов педагогической деятельности.
  6. Краткий рассказ о сущности опыта и его технологии. Практическое применение, приведение доказательств преимущества предъявленной технологии обучения по сравнению с другими. Информирование о результатах наблюдений, срезовых работ, анкетирований учащихся и их родителей. Целесообразно указать число победителей олимпиад и интеллектуальных конкурсов разных уровней и другие яркие примеры, подтверждающие точку зрения педагога.
  7. Сравнение полученных результатов с целями и задачами, которые ставились в начале работы. Формулирование выводов (они должны быть четкими, отражающи­ми сущность опыта, новизну и оригинальность находок).

После выступления педагогу задают вопросы по тексту выступления.